Где мой билет?
Поддержка

История города Лунцзян

Происхождение и ранняя история

Город Лунцзян (龙江), расположенный на северо-востоке Китая в провинции Хэйлунцзян, имеет богатую административную историю, которая тесно переплетена с развитием всего региона. Его название, как и название провинции, переводится как «Река чёрного дракона» — так по-китайски именуют реку Амур. Это подчёркивает неразрывную связь города с географией и историей Приамурья.

История современного Лунцзяна как административной единицы начинается в начале XX века, в поздний период правления династии Цин. В 1905 году, в рамках реформы по переходу от военной системы управления к гражданской, здесь был основан Хэйшуйский комиссариат. Уже в 1908 году его статус повысили до управы, получившей название Лунцзянская (龙江府). После Синьхайской революции, в 1913 году, управа была преобразована в уезд Лунцзян, что закрепило его статус на долгие годы.

Ключевыми факторами становления города стали его выгодное географическое и административное положение. Расположение на стыке горной системы Большой Хинган и плодородной равнины Суннэнь, а также статус важного управленческого центра способствовали его экономическому и социальному росту. На протяжении XX века административные границы уезда неоднократно менялись, отражая общие политические преобразования в стране. Изначально ориентированный на сельское хозяйство, благодаря плодородным землям вокруг, со временем Лунцзян также развивал и промышленный сектор, став важной частью экономической структуры провинции Хэйлунцзян.

Историческая хронология

Ключевые даты в истории Лунцзяна

  • Период династии Цин (до 1905 года): Территория современного уезда Лунцзян была населена кочевыми племенами и находилась под управлением цицикарского фудутуна (военного губернатора).
  • 1905 год: В рамках административной реформы империи Цин был основан Хэйшуйский комиссариат (黑水厅), что стало первым шагом к созданию гражданского управления в регионе.
  • 1908 год: Статус был повышен до Лунцзянской управы (龙江府), названной так потому, что здесь размещалась резиденция губернатора провинции Хэйлунцзян, что подчеркивало ее столичный статус.
  • 1913 год: После Синьхайской революции и падения монархии, в ходе реорганизации управления Китайской Республики, управа была преобразована в уезд Лунцзян (龙江县).
  • 1934–1945 годы: Во время японской оккупации уезд входил в состав марионеточного государства Маньчжоу-Го как часть провинции Лунцзян.
  • 1946 год: После окончания Второй мировой войны из восточной части уезда временно создали отдельный уезд Лундун (龙东县).
  • 1948 год: Уезд Лундун был расформирован, и его территория вернулась в состав уезда Лунцзян.
  • 1949 год: После образования КНР уезд Лунцзян вошел в состав новообразованной провинции Хэйлунцзян.
  • 1955 год: Правительство уезда переехало из Фулаэрцзи в поселок Чжуцзякань, который позже стал современным административным центром — городом Лунцзян.
  • 1956 год: В состав уезда Лунцзян была включена территория соседнего уезда Цзинсин (景星县), что привело к укрупнению административной единицы.
  • 1985 год: После расформирования округа Нэньцзян уезд Лунцзян был официально передан под юрисдикцию городского округа Цицикар.

Ключевые вехи

Развитие Лунцзяна как важного уездного центра на северо-востоке Китая отражает ключевые этапы трансформации всего региона. От административного форпоста до современного аграрно-промышленного города — вот основные вехи его истории.

  • Основание и роль транспортного узла (начало XX века). Становление города началось с учреждения в 1905 году Хэйшуйского комиссариата, который в 1908 году был повышен до Лунцзянской управы. Ключевую роль в его раннем развитии сыграла близость к Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД), построенной в 1897–1903 годах. Это превратило Лунцзян в важный логистический и административный пункт, связавший регион с остальной страной и внешним миром.
  • Формирование уезда (1913 год). После Синьхайской революции и падения империи Цин, в 1913 году управа была преобразована в уезд Лунцзян. Этот шаг закрепил его административный статус, который он сохраняет и по сей день, и стал основой для дальнейшего градостроительного и социального развития.
  • Период Маньчжоу-го (1932–1945 годы). Во время существования государства Маньчжоу-го Лунцзян вошел в состав одноименной провинции с центром в Цицикаре. В этот период продолжалось развитие инфраструктуры, хотя оно и было подчинено интересам новой администрации.
  • Аграрная реформа и освоение «Великой северной пустоши» (1950-е годы). После образования КНР регион, известный как «Бэйдахуан» («Великая северная пустошь»), стал центром масштабной кампании по освоению целинных земель. Благодаря своему расположению на плодородной равнине Суннэнь, Лунцзян превратился в одну из ключевых продовольственных баз страны, специализируясь на выращивании сои, кукурузы и пшеницы.
  • Индустриализация (1950–1970-е годы). В рамках первых пятилетних планов в провинции Хэйлунцзян при содействии СССР началось активное промышленное строительство. Этот процесс затронул и Лунцзян, где наряду с сельским хозяйством стали появляться предприятия перерабатывающей и легкой промышленности, что диверсифицировало местную экономику.
  • Экономические реформы (с 1980-х годов). Политика «реформ и открытости» дала толчок развитию рыночных отношений. В Лунцзяне это выразилось в модернизации сельского хозяйства, появлении частных предприятий и углублении переработки аграрной продукции. Город начал активнее интегрироваться в экономику провинции и страны.
  • Современный этап: фокус на зелёную экономику. В последние десятилетия провинция Хэйлунцзян взяла курс на развитие экологически чистого производства и туризма. Для Лунцзяна это открывает новые перспективы в агротуризме, производстве органических продуктов и внедрении современных «зелёных» технологий в промышленность.

Архитектура и градостроительство

Архитектурный облик Лунцзяна является отражением его относительно молодой, но насыщенной истории, начавшейся в XX веке. В отличие от древних городов Китая, здесь вы не найдете памятников императорских династий, готики или ренессанса. Градостроительное развитие было продиктовано практическими нуждами и историческими событиями региона, что создало эклектичный, но по-своему интересный городской ландшафт.

Основные архитектурные влияния и эпохи:

  • Наследие КВЖД (начало XX века). Основание города было тесно связано со строительством Китайско-Восточной железной дороги. Вдоль железнодорожной линии сохранилось несколько десятков построек того времени, в основном в русском утилитарном стиле. Это были функциональные здания: вокзалы, жилые дома для служащих, водонапорные башни и технические сооружения. Хотя они и не отличаются пышным декором, эти строения из кирпича и дерева являются важными свидетелями эпохи, заложившей основу для развития города.
  • Советское влияние и функционализм (1950–1970-е годы). После образования КНР в архитектуре возобладал советский функционализм. В этот период в Лунцзяне, как и по всей стране, строились типовые жилые дома, административные здания и промышленные объекты. Главными принципами были простота, экономичность и скорость возведения. Эти строения, лишенные декоративных излишеств, до сих пор составляют значительную часть городской застройки.
  • Современная китайская архитектура (с 1980-х годов по настоящее время). С началом политики реформ и открытости облик Лунцзяна стал стремительно меняться. Появились современные многоэтажные жилые комплексы, торговые центры и общественные здания из стекла и бетона. Новое строительство активно соседствует с постройками предыдущих эпох, отражая динамичное экономическое развитие современного Китая. В последние годы в провинции Хэйлунцзян уделяется внимание сохранению исторического наследия и созданию «характерного стиля» для приграничных городов, что может повлиять и на будущее развитие Лунцзяна.

Таким образом, архитектура Лунцзяна — это не застывшая история, а живая летопись XX и XXI веков. Прогулка по городу позволяет проследить, как менялись приоритеты и возможности: от утилитарных построек железнодорожной эпохи до стандартных зданий социалистического периода и современных высоток, символизирующих экономический рост.

Выдающиеся личности

Хотя уезд Лунцзян не является родиной множества всемирно известных деятелей, его история и культура связаны с несколькими значимыми для Китая личностями в сфере политики, военного дела и науки. Некоторые из них родились здесь, а другие сыграли ключевую роль в развитии региона на разных исторических этапах.

Чжай Чжиган (翟志刚)

Роль: космонавт (тайконавт), генерал-майор ВВС НОАК. Значимость: Чжай Чжиган — самый известный уроженец уезда Лунцзян и национальный герой Китая. Он вошел в историю 27 сентября 2008 года, став первым китайским космонавтом, совершившим выход в открытый космос во время миссии «Шэньчжоу-7». Его достижение является символом технологического прорыва страны в освоении космоса и предметом огромной гордости для его земляков.

Лэсэлэ (勒色禮)

Роль: цинский военный и административный деятель. Значимость: В 1710 году, в период правления императора Канси, Лэсэлэ был назначен первым заместителем военачальника (фудутун) Цицикара. Этот пост был учрежден для усиления обороны и управления северо-западными территориями провинции Хэйлунцзян, в которые входили и земли современного Лунцзяна. Таким образом, Лэсэлэ стал одним из первых высших администраторов, ответственных за регион в период его раннего освоения династией Цин.

Ту Фэншу (涂凤书)

Роль: государственный деятель, префект. Значимость: Ту Фэншу занимал должность главы управы Лунцзян (龙江府知府) в последние годы правления династии Цин, после того как в 1908 году был повышен ее административный статус. В его обязанности входило управление гражданскими делами на переходном этапе от военной системы к гражданской. Он был одним из руководителей, заложивших основы современного административного устройства города, которое было окончательно оформлено с преобразованием управы в уезд в 1913 году.

Чжан Вэньлянь (张文廉)

Роль: деятель антияпонского сопротивления. Значимость: В период японской оккупации Маньчжурии Чжан Вэньлянь был секретарем рабочего комитета Коммунистической партии в уезде Лунцзян (龙江工委书记) и одним из организаторов партизанского движения в составе Северо-Восточной антияпонской объединенной армии. Он внёс вклад в организацию сопротивления в регионе, но зимой 1940 года был схвачен и казнён. Его деятельность является частью героической истории борьбы китайского народа против захватчиков.

Ван Чжэнь (王震)

Роль: генерал, государственный деятель КНР. Значимость: Хотя Ван Чжэнь не был уроженцем Лунцзяна, его имя неразрывно связано с масштабным освоением «Великой северной пустоши» (Бэйдахуан) в 1950-х годах. Именно он руководил отправкой десятков тысяч демобилизованных солдат в провинцию Хэйлунцзян для превращения целинных земель в важную продовольственную базу страны. Эта кампания коренным образом изменила экономику и социальный облик всего региона, включая аграрный уезд Лунцзян.

Лян Цзюнь (梁军)

Роль: передовик сельского хозяйства. Значимость: Лян Цзюнь — символическая фигура эпохи освоения целины. В 1948 году она стала первой женщиной-трактористкой в Китае и работала на полях «Великой северной пустоши». Ее образ, запечатленный на банкноте в один юань третьей серии, олицетворяет дух самоотверженного труда и энтузиазма первопроходцев, которые превратили заброшенные земли Хэйлунцзяна, включая уезд Лунцзян, в процветающие сельскохозяйственные районы.

Дошли до конца страницы?

Значит маршрут изучен вдоль и поперёк