История Лхасы, название которой переводится как «Место богов», насчитывает более 1300 лет и тесно переплетена со становлением тибетского буддизма. Этот город, расположенный на высоте около 3650 метров над уровнем моря, вырос из небольшого поселения в важнейший духовный и политический центр региона.
Основание города традиционно приписывается царю Сонгцэну Гампо, который в VII веке объединил тибетские племена и перенёс сюда столицу. Изначально поселение называлось Раса, что означает «огороженное место». Именно по приказу царя для его жён, непальской и китайской принцесс, были возведены первые знаковые храмы — Джоканг и Рамоче. Эти святыни, где разместили привезённые принцессами буддийские реликвии, стали ядром будущего города и главными центрами распространения буддизма.
Развитие Лхасы определялось несколькими ключевыми факторами. Во-первых, это политическая власть: после переноса столицы Сонгцэном Гампо, Лхаса стала центром зарождающейся Тибетской империи. Позднее, в XVII веке, Далай-лама V окончательно утвердил город в статусе столицы, начав строительство знаменитого дворца Потала. Во-вторых, огромное духовное значение: Лхаса быстро превратилась в «священный город» и главный центр паломничества для буддистов со всей Азии, особенно после возведения крупных монастырей, таких как Дрепунг, Сера и Ганден. Наконец, важное географическое положение на пересечении караванных путей способствовало росту Лхасы как торгового центра, связывавшего Тибет с Непалом и Индией.
С самого начала история Лхасы была неразрывно связана с религией и торговлей. Город стал центром ремёсел, где процветало производство культовых предметов. Архитектура формировалась под влиянием индийского, китайского и непальского стилей, что особенно заметно в конструкции храма Джоканг. Экономика во многом зависела от монастырей, которые были не только духовными, но и крупными хозяйственными центрами, а плодородные земли в окрестностях Лхасы обеспечивали жителей продовольствием, являясь главным сельскохозяйственным районом на всём Тибетском нагорье.