История современного Будапешта — это повесть об объединении трёх городов, но её корни уходят вглубь веков, во времена Римской империи и даже раньше. Путь от древних поселений до одной из красивейших столиц Европы был долгим и насыщенным событиями.
Основание и первые упоминания. Задолго до прихода венгров на этой территории существовало кельтское поселение Ак-Инк. В I веке нашей эры римляне основали здесь город Аквинкум, который вскоре стал столицей провинции Паннония. Римляне построили дороги, амфитеатры и бани, используя местные термальные источники. После ухода римлян и нескольких веков перемен, примерно в 895 году на эти земли пришли венгерские племена. Однако официально город, который мы знаем сегодня, родился гораздо позже. 17 ноября 1873 года произошло историческое объединение трёх соседних городов на Дунае — Буды, Пешта и Обуды (Старой Буды), в результате чего и появился Будапешт.
Ключевые факторы становления города были тесно связаны с его географией и политической ролью. Могучий Дунай разделял и одновременно связывал будущие части столицы. Холмистый рельеф Буды идеально подходил для строительства оборонительных сооружений, таких как королевский замок, возведённый после монгольского нашествия в XIII веке. В то же время равнинный Пешт стал естественным центром для торговли и ремёсел. Политически, Буда с 1361 года была провозглашена столицей Венгерского королевства, став его политическим сердцем. Пешт же процветал как экономический центр. Решающим толчком к объединению и бурному росту послужило превращение города в одну из двух столиц Австро-Венгерской империи в 1867 году.
Ранние культурные и экономические особенности проявились задолго до объединения. Ещё в римскую эпоху Аквинкум был развитым городом с населением до 40 000 человек, центральным отоплением в домах и оживлённой общественной жизнью. В Средние века, после того как Буда стала королевской резиденцией, город превратился в один из значимых центров Европы. XIX век стал для города «золотым веком». Строительство Цепного моста Сеченьи, первого постоянного моста через Дунай (1849 г.), физически соединило Буду и Пешт, став символом будущего единства. После объединения Будапешт пережил стремительный рост: появились промышленные предприятия, банки и первая на континентальной Европе линия метро, что закрепило его статус крупной европейской столицы.