История Баруты, одного из муниципалитетов столичного округа Каракаса, уходит корнями в ранний колониальный период Венесуэлы. Город прошёл путь от индейских поселений до процветающего сельскохозяйственного центра, ставшего неотъемлемой частью разрастающегося мегаполиса.
Своё имя регион получил в честь касика (вождя) Баруты, лидера местных индейских племён и сына знаменитого вождя Гуаикайпуро. На языке коренных жителей слово «барута» означало дерево Хабильо. Процесс колонизации этих земель начался 20 марта 1568 года, когда конкистадор Диего де Лосада подчинил местные племена. Позже территория была передана в управление капитану Алонсо Андреа де Ледесма в качестве энкомьенды — системы, направленной на обращение индейцев в христианство и привлечение их к труду.
Официальное основание города состоялось 19 августа 1620 года. Губернатор провинции Франсиско де ла Хос Беррио-и-Орунья основал поселение под названием «Сан-Франсиско-де-Паула». Спустя несколько десятилетий, 14 июля 1655 года, после освящения местной церкви, оно было переименовано в «Нуэстра-Сеньора-дель-Росарио-де-Барута».
Становлению города способствовало несколько ключевых факторов. Во-первых, его расположение в плодородной долине к юго-востоку от Каракаса создало идеальные условия для развития сельского хозяйства. Во-вторых, основание Баруты было частью политики испанской короны по созданию «pueblos de indios» (поселений для индейцев) с целью их евангелизации и контроля. Центральным элементом стала церковь Нуэстра-Сеньора-дель-Росарио, строительство которой началось в 1620 году. По мере роста Каракаса возрастало и значение Баруты как важного поставщика сельскохозяйственной продукции.
Экономической основой региона в ранний период были крупные поместья (асьенды), которые специализировались на выращивании кофе, сахарного тростника и какао. Процветающие хозяйства, такие как Лас-Мерседес и Ла-Тринидад, заложили основу для будущих районов города. Вся культурная и общественная жизнь была сосредоточена вокруг католической церкви. Храм Нуэстра-Сеньора-дель-Росарио, являющийся одним из старейших в столичном регионе, стал не только религиозным, но и культурным центром, отражающим колониальные традиции того времени.