Основание и первые упоминания
История Хемавана как постоянного поселения началась сравнительно недавно, в первой половине XIX века. Изначально местность была известна под другим названием.
- 1834 год: Считается датой основания поселения. Первым жителем, давшим название месту, был саам Энар Андерссон. Изначально деревня называлась Бьоркфорс (Björkfors).
- Смена названия: В 1918 году, при открытии почтового отделения и телеграфа, выяснилось, что в Швеции уже существует населенный пункт с названием Бьоркфорс. Во избежание путаницы деревню переименовали в Хемаван.
- Этимология: Новое имя было образовано от слов, описывающих местную географию: корень, означающий «дом», и суффикс, указывающий на «авы» (avan) — глубокие заливы или старицы на реке Умеэльвен, которых в этой местности насчитывается около семнадцати.
Ключевые факторы становления
Развитие Хемавана определялось его суровым, но стратегически важным расположением в Лапландии.
- География и река: Поселение возникло на берегу реки Умеэльвен, которая служила главной транспортной артерией. Зимой по льду, а летом на лодках жители перемещались между поселениями.
- Торговля с Норвегией: Близость к норвежской границе (всего около 40 км) и городу Му-и-Рана сыграла решающую роль. Жителей, занимавшихся трансграничной торговлей, называли «норгефарарна» (путешественники в Норвегию). Они возили товары через горные перевалы, поддерживая экономику региона.
- Колонизация Лапландии: Хемаван развивался в рамках государственной политики освоения северных земель (nybyggare), когда поселенцы получали землю в обмен на обязательство её возделывать.
Ранние культурные и экономические особенности
До превращения в горнолыжный курорт в середине XX века, жизнь в Хемаване была подчинена выживанию в условиях изоляции.
- Натуральное хозяйство: Основу экономики составляли охота, рыболовство и земледелие (выращивание ячменя и картофеля), что было непростой задачей в субарктическом климате.
- Саамское наследие: Территория исторически является частью Сапми (Лапландии). Южносаамское название места — Bïerke. Взаимодействие коренной культуры оленеводов и пришлых поселенцев формировало уникальный уклад жизни.
- Транспортная изоляция: До строительства полноценной дороги (ныне «Голубая дорога») в 1930-х годах, связь с внешним миром осуществлялась только пешком, на лыжах или лошадях, что делало общину крайне сплоченной и самодостаточной.