История Нижнего Тагила неразрывно связана с эпохой индустриализации Урала, начатой по инициативе Петра I, и деятельностью знаменитой династии промышленников Демидовых. Город вырос из заводского посёлка, став одним из крупнейших металлургических центров России.
Основание и первые упоминания
Официальной датой основания города считается 8 (19) октября 1722 года. В этот день на Выйском медеплавильном заводе, построенном семьёй Демидовых, была получена первая партия чугуна. Самому строительству заводов предшествовало открытие богатейших залежей магнитного железняка на горе, позже названной Высокой, и указ Петра I от 1702 года, разрешавший Демидовым промышленное освоение этих земель. В 1725 году был запущен и главный, Нижнетагильский чугуноплавильный и железоделательный завод, который на тот момент считался одним из самых мощных в Европе.
Ключевые факторы становления
Стремительное развитие нового поселения было обусловлено несколькими факторами:
- Географическое положение: Близость к уникальным по своему богатству месторождениям железной руды горы Высокой и расположение на реке Тагил, необходимой для работы заводских механизмов.
- Экономическая мощь Демидовых: Династия Демидовых обладала огромным капиталом и передовыми для того времени знаниями в области металлургии, что позволило создать высокоэффективное производство.
- Государственная заинтересованность: Развитие уральской промышленности было стратегической задачей государства, поэтому деятельность Демидовых пользовалась поддержкой властей.
Ранние экономические и культурные черты
С самого начала Нижний Тагил формировался как классический горнозаводской центр. Металл, производившийся на местных заводах под знаменитой маркой «Старый соболь», был известен далеко за пределами России и активно экспортировался в Европу. Помимо тяжёлой промышленности, в городе развивались и художественные ремёсла. Всемирную известность получил тагильский подносный промысел — искусство лаковой росписи по металлу, зародившееся в середине XVIII века. Также город прославился как центр технической мысли: именно здесь отец и сын Черепановы построили первый в России паровоз.