Главная страница » «Период охлаждения»: проблемы сим-карт в России

«Период охлаждения»: проблемы сим-карт в России

В октябре туристы, приехавшие в Россию, столкнулись с неприятной ситуацией: на телефонах массово пропал мобильный интернет. Да и SMS-сообщения, например, с кодом от банка, не приходят. Граждане РФ, вернувшиеся из-за рубежа, тоже стали испытывать аналогичные неудобства. Всё это связано с «периодом охлаждения» – временной блокировкой мобильного интернета и смс на сим-карте при въезде/возвращении на территорию России. Это механизм защиты от беспилотников, при котором нужно подтвердить, что сим-карта используется абонентом. Собрали всю важную информацию по теме и рассказываем, как вернуть доступ в сеть.

Иностранные сим-карты

Первыми под «период охлаждения» попали именно они. На них (а также зарубежных eSIM) появились ограничения в работе смс-сообщений и мобильного интернета ещё с 6 октября. Изначально блокировка на роуминговых сим-картах касалась только некоторых западных регионов страны, но с 6 октября распространилась уже на всю территорию России. Отсчёт периода охлаждения начинается с момента регистрации в российской сети и длится 24 часа для всех абонентов в роуминге в сетях российских операторов связи. На голосовые звонки он не распространяется. Дополнительную проблему представляет автоматический выбор сети оператора, после которого таймер может перезапуститься. Поэтому пользователям рекомендовано выбрать одну конкретную сеть и оставаться в рамках её покрытия. Это, конечно же, существенно и негативно влияет на возможности передвижения туриста по стране.

Хотите подобрать билеты в путешествие?

Найти билеты

Российские сим-карты

С 10 ноября операторы связи запустили аналогичный период ожидания и для них. Мобильный интернет и смс перестают работать при возвращении из международного роуминга или при неактивности сим-карты в течение 72 часов. Ограничения действуют даже при въезде в РФ из Беларуси и других соседних стран, если сим-карта хотя бы раз регистрировалась в международном роуминге. Поэтому Минцифры рекомендовали выключать сим-карту перед выездом из России. Интернет и смс будут работать, но только если она выключена не дольше 72 часов. Что делать, если поездка длится больше 3 дней, рассказываем ниже.

Как вернуть доступ в сеть российским абонентам

Сначала разберём более простую ситуацию. Вернуться в большой интернет с телефона можно при помощи капчи: от оператора должно прийти сообщение от оператора связи с информацией о способах снятия установленных ограничений и ссылкой для авторизации с помощью капчи. Так абонент подтверждает, что сим-картой пользуется реальный человек. Другой вариант – звонок в колл-центр. Любое аппаратное решение, в том числе дрон, совершить подобные действия и пройти проверку не сможет. Для прохождения капчи не потребуется проходить авторизацию через «Госуслуги» или предоставлять личную информацию.

Ссылки для разблокировки у «большой четвёрки» операторов: Билайн, МТС, Т2, Мегафон.

Номера колл-центров:

  • Билайн: 8 (800) 700-06-11
  • МТС: 8 (800) 250-08-90
  • Т2: 8 (800) 101-06-11
  • МегаФон: 8 (800) 550-05-00

Как быть с иностранной сим-картой

Сразу ответим на логичный вопрос: нет, просто купить российскую сим-карту не выйдет. Для этого с 1 января 2025 года нужно получить СНИЛС, зарегистрироваться на «Госуслугах» и сходить в банк, чтобы сдать биометрию. И только после получится заключить договор с оператором связи. На процедуру может уйти порядка 7 дней. А ведь многие туристы приезжают в Россию именно на такой срок.

Воспользоваться чужой сим-картой тоже не вариант. Раньше гиды закупали несколько карт для туристических групп, но с 1 ноября 2025 заработали новые правила, согласно которым, на одного абонента должно приходится не более 20 сим-карт. При превышении лимита операторы обязаны приостановить обслуживание по всем номерам, оформленным на абонента.

Пользоваться открытыми бесплатными Wi-Fi-сетями тоже стало сложнее: владельцы таких точек доступа должны идентифицировать личность пользователей по номеру телефона или паспортным данным. Т.е. на телефон должно прийти смс-сообщение (а они не работают в «период охлаждения») или поступить звонок.

Так для туристов роуминг стал основным источником связи. В теории иностранному гражданину тоже нужно выждать срок принудительной блокировки (24 часа) и пройти проверку через капчу. По некоторым сообщениям, смс-сервис начинает работать через сутки, а мобильный интернет возвращается спустя 36 часов. Билайн уже заявил, что в их сети прохождение капчи позволит не ждать конца 24-часовой блокировки.

Что ещё можно сделать

  • попросить попутчиков раздать Wi-Fi со своего устройства – для такого подключения не потребуется верификация через смс или звонок;
  • заранее скачать офлайн карты для навигации в городе;
  • заранее снять и обменять наличные, если ваш банк просит подтвердить через смс снятие денег в банкомате в другой стране.