Где мой билет?
Поддержка

История города Шанлыурфа

Происхождение и ранняя история

Шанлыурфа, известный в древности как Эдесса, — один из старейших непрерывно населенных городов мира, чья история уходит корнями в глубокую древность. Расположенный на юго-востоке Турции, этот город стал свидетелем зарождения цивилизаций и смены великих империй, оставаясь на протяжении тысячелетий важным культурным и торговым центром.

Хотя поселения в этом регионе существовали еще в эпоху неолита, о чем свидетельствует расположенный неподалеку храмовый комплекс Гёбекли-Тепе, современный город был основан в 304 году до н.э. полководцем Александра Македонского Селевком I Никатором. Он получил название Эдесса в честь древней столицы Македонии. В ассирийских источниках VII века до н.э. упоминается название Адма, что говорит о еще более древней истории поселения. Впоследствии город стал столицей эллинистического царства Осроена.

Процветание Эдессы было обусловлено несколькими факторами:

  • Географическое положение: Город находился в плодородном регионе Северной Месопотамии, на пересечении важнейших торговых путей, связывавших Персию и Месопотамию со Средиземноморьем.
  • Торговля: Эдесса была крупным торговым центром, где велась оживленная торговля хлопком, кожей, ювелирными изделиями и другими товарами. В античный период город даже имел право чеканить собственные монеты.
  • Политическая и культурная роль: Как столица Осроены, город стал важным центром раннего христианства и сирийской культуры. После вхождения в состав Римской, а затем Византийской империй, его стратегическое и религиозное значение только возросло.

Эдесса была известна как один из духовных и интеллектуальных центров Востока. В городе насчитывалось более 300 монастырей, здесь жил и работал знаменитый богослов Ефрем Сирин. Эдесский диалект арамейского языка стал одним из важнейших литературных языков христианского мира. Культурная жизнь города представляла собой уникальный синтез греко-римских, сирийских и персидских традиций. Экономика города опиралась на сельское хозяйство плодородной равнины и доходы от международной торговли, проходившей через его рынки.

Историческая хронология

Ключевые вехи в истории Шанлыурфы

История Шанлыурфы, древней Эдессы, насчитывает тысячелетия. Этот город, расположенный на перекрестке цивилизаций, был свидетелем взлетов и падений великих империй, играя важную роль в культурной, религиозной и политической жизни региона. Ниже представлена краткая хронология его богатой истории.

  • Около 9500 г. до н.э. — В окрестностях современного города возникает монументальный храмовый комплекс Гёбекли-Тепе, считающийся одним из древнейших культовых сооружений в мире.
  • 304 г. до н.э. — Полководец Александра Македонского Селевк I Никатор основывает на месте древнего поселения новый город и называет его Эдессой.
  • 132 г. до н.э. — Эдесса становится столицей независимого царства Осроена, которое просуществовало почти четыре столетия.
  • 214 г. н.э. — Римский император Каракалла упраздняет царство Осроена, и Эдесса входит в состав Римской империи, став ее важной восточной колонией.
  • III-IV вв. н.э. — Город превращается в один из крупнейших центров раннего христианства и сирийской письменности, здесь живет и работает знаменитый богослов Ефрем Сирин.
  • 638 г. — Эдесса завоевана арабскими армиями Праведного халифата, что знаменует начало исламского периода в истории города.
  • 1098 г. — В ходе Первого крестового похода крестоносцы под предводительством Балдуина Булонского захватывают город и основывают первое государство крестоносцев на Востоке — Графство Эдесское.
  • 1144 г. — Атабек Мосула и Алеппо Имад ад-Дин Занги отвоевывает Эдессу у крестоносцев, что становится поводом для организации Второго крестового похода.
  • 1244 г. — Город подвергается разрушительному нашествию монголов, что приводит к его временному упадку.
  • 1516 г. — Урфа (новое название города) входит в состав Османской империи во время правления султана Селима I.
  • 1920 г. — Местные силы сопротивления освобождают город от французской оккупации, что становится одной из героических страниц в Войне за независимость Турции.
  • 1984 г. — В знак признания доблести, проявленной жителями в освободительной борьбе, Великое национальное собрание Турции официально присваивает городу почетное звание «Шанлы» (Славная), и он получает свое современное название — Шанлыурфа.

Ключевые вехи

История Шанлыурфы — это путешествие сквозь тысячелетия, отражающее смену великих цивилизаций, культур и религий. Этот город, один из древнейших в мире, неоднократно менял свой облик и значение, превратившись из колыбели цивилизации в важный экономический и культурный центр современной Турции. Ниже представлены ключевые вехи его многовекового развития.

Основные этапы развития города

  • Колыбель цивилизации и Гёбекли-Тепе. Окрестности Шанлыурфы стали центром неолитической революции. Обнаруженный здесь храмовый комплекс Гёбекли-Тепе, датируемый 10-м тысячелетием до н.э., является старейшим монументальным культовым сооружением в мире. Это открытие изменило представление о ранней истории человечества, показав, что сложные социальные и религиозные структуры существовали еще до развития земледелия.
  • Античная Эдесса — центр раннего христианства. В эллинистический период город, известный как Эдесса, стал столицей царства Осроена, а позже — важным центром Римской империи. Эдесса сыграла ключевую роль в становлении христианства, став одним из первых городов, где эта религия получила широкое распространение. Город был центром сирийской письменности и богословской мысли.
  • «Город пророков» и исламское наследие. Шанлыурфа считается священным городом в исламе, так как предание связывает его с рождением пророка Авраама (Ибрахима). Легенда о его спасении из огня, превратившегося в воду, а поленья — в рыб, легла в основу создания комплекса Священное озеро с карпами (Балыклыгёль), который и сегодня является главным местом паломничества.
  • Османский период и развитие торговли. После вхождения в состав Османской империи в XVI веке Урфа (старое название города) утвердилась как важный торговый и ремесленный центр на пересечении караванных путей. В это время формируется исторический центр города с его колоритными базарами, караван-сараями и мечетями, многие из которых, как и Площадь Хашимие, сохранились до наших дней.
  • Проект Юго-Восточной Анатолии (GAP). В XX веке запуск масштабного ирригационного и энергетического проекта GAP кардинально изменил экономику региона. Благодаря строительству плотин и оросительных каналов, таких как туннели Шанлыурфы, засушливые равнины превратились в плодородные земли, что дало мощный толчок развитию сельского хозяйства и промышленности в городе.
  • Современный туристический центр. Присвоение городу почетного титула «Шанлы» («Славный») в 1984 году за доблесть в Войне за независимость и включение Гёбекли-Тепе в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2018 году привлекли в регион международное внимание. Сегодня Шанлыурфа активно развивает туристическую инфраструктуру, становясь одним из ключевых направлений для ценителей истории и археологии.

Архитектура и градостроительство

Архитектурный облик Шанлыурфы — это живая летопись тысячелетий, в которой гармонично переплелись традиции Месопотамии, античности и исламского мира. В отличие от городов Западной Европы, здесь не найти готики или ренессанса; развитие шло по своему, восточному пути, создав уникальную и самобытную городскую среду.

Античное и византийское наследие

Следы римской эпохи сохранились в Шанлыурфе фрагментарно, но они заложили основу для будущего развития. Самые заметные из них — две коринфские колонны на вершине холма, где расположена крепость Урфы. В позднеантичный период, когда город был центром раннего христианства, здесь было построено множество церквей и монастырей. Архитектура многих из них впоследствии легла в основу исламских построек. Например, Большая мечеть (Ulu Cami) была возведена на месте бывшей церкви Святого Стефана, а ее минарет изначально был колокольней VI века.

Исламская архитектура: от сельджуков до османов

Основу исторического центра Шанлыурфы составляет застройка, сформировавшаяся в периоды правления различных исламских династий. Именно эти здания придают городу его неповторимый колорит.

  • Мечети и медресе: Вокруг священного для мусульман комплекса Балыклыгёль сосредоточены знаковые религиозные постройки, такие как мечеть Халиль-ур-Рахман (1211 г.) и мечеть Ризвание. Для них характерны искусная резьба по камню, элегантные минареты и просторные внутренние дворы с аркадами.
  • Торговые сооружения: Как важный узел на торговых путях, город богат караван-сараями (ханами). Исторический Таможенный хан (Gümrük Hanı) — классический пример османской коммерческой архитектуры XVI века, который и сегодня остается оживленным центром торговли и отдыха.
  • Традиционные жилые дома: Уникальной чертой старого города являются каменные дома с внутренними дворами (hayat). Построенные из местного светло-желтого известняка, эти дома с толстыми стенами и закрытыми от улицы фасадами идеально приспособлены к жаркому климату. Узкие, тенистые улочки и крытые переходы (кабалты) между домами создают спасительную прохладу и формируют лабиринты старых кварталов.

Современное градостроительство

Начиная с XX века, Шанлыурфа переживает активный рост. Появляются новые жилые районы с многоэтажными зданиями, современные отели и крупные общественные комплексы, такие как Археологический музей, открытый в 2015 году. Эта современная застройка разительно контрастирует с историческим ядром, где власти стремятся сохранить традиционный облик и уникальную атмосферу древнего города, привлекая путешественников со всего мира.

Выдающиеся личности

Выдающиеся личности, связанные с Шанлыурфой

На протяжении своей тысячелетней истории Шанлыурфа (древняя Эдесса) была родиной и центром деятельности для многих знаковых фигур — от пророков и святых до поэтов и современных деятелей искусства. Эти личности оставили глубокий след в мировой истории и культуре.

  • Пророк Авраам (Ибрахим)
    Роль: Пророк, почитаемый в иудаизме, христианстве и исламе.
    Значимость: Согласно исламской традиции, Шанлыурфа является местом рождения пророка Ибрахима. Главные святыни города, включая пещеру рождения и священное озеро Балыклыгёль, напрямую связаны с его жизнью и чудом спасения из огня, устроенного царем Нимродом. Это делает город одним из важнейших центров паломничества.
  • Ефрем Сирин
    Роль: Христианский богослов, поэт, Учитель Церкви IV века.
    Значимость: После 363 года Ефрем Сирин поселился в Эдессе, где основал знаменитую богословскую школу. Он является автором многочисленных богословских трудов, гимнов и молитв, которые обогатили христианское богослужение и оказали огромное влияние на развитие сирийской литературы. Его считают одним из самых выдающихся сирийских отцов Церкви.
  • Иаков Алфеев
    Роль: Один из двенадцати апостолов Иисуса Христа.
    Значимость: Согласно житию, после Пятидесятницы апостол Иаков Алфеев проповедовал в разных землях, включая Эдессу, где он способствовал распространению христианства на заре его становления.
  • Балдуин I Иерусалимский
    Роль: Предводитель Первого крестового похода, первый граф Эдесский и первый король Иерусалимского королевства.
    Значимость: В 1098 году основал первое государство крестоносцев на Востоке — Графство Эдесское, сделав город его столицей. Его правление положило начало более чем полувековому периоду франкского владычества в регионе, что оказало значительное влияние на политическую и культурную жизнь города.
  • Юсуф Наби
    Роль: Османский поэт и писатель.
    Значимость: Юсуф Наби, родившийся в Урфе в 1642 году, является одним из самых выдающихся поэтов диванной литературы XVII века. В своих произведениях, среди которых знаменитая дидактическая поэма «Хайрийе», он размышлял о социальных и нравственных проблемах своего времени, оставив яркий след в турецкой классической поэзии.
  • Ибрагим Татлысес
    Роль: Певец, композитор, актер и продюсер.
    Значимость: Родился в Шанлыурфе в 1952 году, Ибрагим Татлысес стал одним из самых популярных и влиятельных исполнителей в истории турецкой музыки, получив прозвище «Император». Его творчество в жанре арабеск, сочетающее турецкие, курдские и арабские мотивы, известно далеко за пределами Турции.

Дошли до конца страницы?

Значит маршрут изучен вдоль и поперёк