Где мой билет?
Поддержка

История города Статен-Айленд

Происхождение и ранняя история

История Статен-Айленда началась задолго до прибытия европейцев — остров был домом для коренных американцев из племени ленапе. Первый задокументированный контакт с европейцами произошел в 1524 году, когда итальянский мореплаватель Джованни да Верраццано вошел в нью-йоркскую бухту. Однако название острову дал Генри Гудзон в 1609 году, который, действуя по поручению голландцев, назвал его Staten Eylandt (Остров Штатов) в честь голландского парламента. Первые попытки голландцев основать постоянное поселение были встречены сопротивлением коренного населения, и лишь к 1661 году удалось основать первое постоянное поселение Oude Dorp («Старая деревня»).

Развитие Статен-Айленда во многом определялось его стратегическим географическим положением у входа в нью-йоркскую гавань, что делало его естественным оборонительным рубежом. После перехода от голландского к британскому правлению, Статен-Айленд стал одним из первоначальных округов штата Нью-Йорк под названием округ Ричмонд. Важнейшим политическим событием стало его включение в состав Большого Нью-Йорка в 1898 году в качестве одного из пяти боро. Долгое время экономика острова была преимущественно аграрной, с многочисленными фермами и развитым устричным промыслом в XIX веке. Его удаленность способствовала сохранению сельского уклада жизни вплоть до XX века.

В ранний период на острове сформировалась уникальная культура, сочетавшая голландские, французские (гугеноты) и английские традиции. В отличие от быстрорастущего Манхэттена, Статен-Айленд долгое время оставался малонаселенным и считался «спальным» районом. Кардинальные изменения произошли после строительства моста Верраццано-Нарроуз в 1964 году, который соединил остров с Бруклином. Это событие положило конец изоляции острова, стимулировало бурный рост населения и активную урбанизацию, навсегда изменив его облик.

Историческая хронология

Ключевые вехи в истории Статен-Айленда

  • 1524 г. — Итальянский исследователь Джованни да Верраццано первым из европейцев замечает остров, проплывая через будущую гавань Нью-Йорка. В его честь спустя столетия будет назван знаменитый мост.
  • 1609 г. — Английский мореплаватель на голландской службе Генри Гудзон даёт острову название Staten Eylandt («Остров Штатов») в честь голландского парламента.
  • 1661 г. — После нескольких неудачных попыток, связанных с сопротивлением коренного населения, основывается первое постоянное европейское поселение — Ауде-Дорп («Старая деревня»).
  • 1664 г. — Остров, как и вся колония Новый Амстердам, переходит под контроль англичан и получает новое официальное название — округ Ричмонд.
  • 1776 г. — Во время Войны за независимость на острове проходит историческая, хотя и безуспешная, мирная конференция с участием отцов-основателей США, включая Бенджамина Франклина и Джона Адамса.
  • 1817 г. — Запускается первое регулярное паровое паромное сообщение с Манхэттеном, что становится важным шагом в развитии транспортной доступности острова.
  • 1898 г. — Округ Ричмонд официально входит в состав Большого Нью-Йорка, становясь одним из его пяти знаменитых боро.
  • 1905 г. — Начинает свою работу легендарный Staten Island Ferry, муниципальный паром, который со временем станет бесплатным и превратится в одну из главных туристических достопримечательностей города.
  • 1964 г. — Открытие моста Верраццано-Нарроуз кардинально меняет жизнь острова. Соединив его с Бруклином, мост положил конец относительной изоляции Статен-Айленда и дал старт стремительному росту населения.
  • 1975 г. — Боро официально меняет название с Ричмонда на Статен-Айленд, чтобы соответствовать исторически сложившемуся и общепринятому имени.
  • 1993 г. — Проводится знаковый референдум, на котором 65% жителей голосуют за выход из состава Нью-Йорка. Несмотря на то, что отделение не состоялось, это событие ярко отразило уникальную идентичность боро.
  • 2001 г. — Закрывается крупнейшая в мире свалка Fresh Kills, расположенная на острове. Начинается амбициозный проект по её преобразованию в один из самых больших парков Нью-Йорка, символизируя новую, «зелёную» эру для Статен-Айленда.

Ключевые вехи

Современные вехи развития Статен-Айленда

Помимо ключевых исторических событий, определивших ранний облик Статен-Айленда, его новейшая история отмечена рядом знаковых трансформаций. Эти этапы демонстрируют переход от «забытого боро» к динамично развивающейся территории с фокусом на экологию, туризм и улучшение качества жизни.

  • Экологическое возрождение: проект Freshkills Park. Закрытие в 2001 году крупнейшей в мире свалки Fresh Kills стало поворотным моментом для всего острова. На месте гигантского полигона, куда десятилетиями свозили мусор со всего Нью-Йорка, был запущен амбициозный 30-летний проект по созданию парка Freshkills. Эта инициатива — не просто рекультивация земли, а символ кардинальной смены имиджа: из «свалки мегаполиса» Статен-Айленд превращается в «зеленый оазис». Постепенно открывающиеся секции парка, который по завершении будет почти в три раза больше Центрального парка, уже сегодня предлагают зоны для отдыха, каякинга и велопрогулок, демонстрируя один из самых масштабных проектов экологической трансформации в мире.
  • Ренессанс Северного побережья. В 2010-е годы началось активное переосмысление прибрежной зоны у паромного терминала Сент-Джордж. Целью стало превращение этой транзитной точки в самостоятельный центр притяжения для туристов и жителей города. Ключевыми проектами стали строительство Empire Outlets, первого аутлет-центра в Нью-Йорке, и нового стадиона для бейсбольной команды, что оживило экономику и создало новые рабочие места. Этот «ренессанс» направлен на диверсификацию местной экономики, традиционно ориентированной на обслуживание собственных жителей.
  • Развитие культурной и туристической инфраструктуры. В последние десятилетия особое внимание уделяется сохранению и развитию уникальных культурных объектов. Исторический театр Сент-Джордж пережил возрождение и вновь стал важной площадкой для концертов и представлений. Национальный музей маяков, расположенный рядом с паромным терминалом, привлекает все больше посетителей, рассказывая о морской истории региона. Эти шаги помогают укрепить идентичность острова и показать, что он интересен не только живописными видами с парома.
  • Укрепление «зеленого» статуса. Статен-Айленд часто называют «боро парков» благодаря обилию зеленых зон. В современную эпоху этот статус не только поддерживается, но и развивается. Помимо проекта Freshkills Park, большое значение имеет сохранение и благоустройство Staten Island Greenbelt — сети соединенных между собой парков и природных троп в самом сердце острова. Эти усилия подчеркивают приверженность боро к созданию комфортной пригородной среды в рамках одного из крупнейших мегаполисов мира.

Архитектура и градостроительство

Архитектурный облик Статен-Айленда представляет собой уникальное полотно, разительно отличающееся от плотной вертикальной застройки Манхэттена. Его развитие, долгое время сдерживаемое географической изоляцией, создало мозаику стилей — от старейших колониальных построек Нью-Йорка до обширных пригородных кварталов середины XX века. Градостроительная история острова — это переход от уединенных ферм и поселений к элегантным викторианским пригородам, а затем к стремительной урбанизации после открытия моста Верраццано-Нарроуз.

Ранний колониальный период (XVII–XVIII вв.)

Наследие первых голландских и английских поселенцев до сих пор сохранилось в архитектуре острова. Самые старые постройки относятся к голландскому колониальному стилю, для которого характерны каменные стены и крутые двускатные крыши. Лучшие образцы этого периода сосредоточены в Историческом Ричмонд-тауне (Historic Richmond Town) — живом музее, где собраны и отреставрированы десятки зданий XVII-XIX веков. Такие дома, как дом Биллью-Стиллвелл-Перин (ок. 1662 г.) и Бриттон Коттедж (ок. 1670 г.), являются одними из старейших сохранившихся построек во всем Нью-Йорке и служат наглядным примером ранней застройки острова.

Викторианская эпоха и стиль боз-ар (XIX – начало XX вв.)

В XIX веке Статен-Айленд стал популярным местом летнего отдыха для состоятельных жителей Манхэттена. Это привело к появлению элегантных викторианских особняков, особенно на Северном берегу в районах Сент-Джордж, Нью-Брайтон и Стэплтон. Здесь можно найти дома в стилях итальянского вилланеско, неоготики и королевы Анны с их асимметричными фасадами, резными верандами и башенками. Ярким примером более позднего периода является Боро-холл Статен-Айленда (1906 г.), выполненный в стиле французского ренессанса (боз-ар), который до сих пор служит административным центром боро. Культурный центр Снаг-Харбор также может похвастаться коллекцией зданий XIX века в стилях греческого возрождения и боз-ар.

Эпоха моста и послевоенный бум (с 1964 г.)

Кардинальным событием, навсегда изменившим архитектурный ландшафт острова, стало открытие моста Верраццано-Нарроуз в 1964 году. Эта транспортная артерия положила конец изоляции Статен-Айленда и вызвала взрывной рост населения и массовую пригородную застройку. Архитектура этого периода представлена в основном одно- и двухэтажными домами для одной семьи, такими как ранчо, сплит-левелы (дома с полу-уровнями) и колониальные ревайвлы. Именно эта застройка сформировала современный, преимущественно «спальный» и пригородный облик большей части острова, который часто называют «боро парков» за обилие зелени.

Современное развитие

В последние десятилетия архитектурное развитие сосредоточено на переосмыслении прибрежных зон Северного берега. Проекты по реновации у паромного терминала Сент-Джордж, включая строительство торговых центров и благоустройство набережных, привносят современные элементы в исторический контекст. В то же время, амбициозный проект по превращению бывшей свалки Fresh Kills в огромный парк символизирует новую эру, ориентированную на экологию и создание общественных пространств.

Выдающиеся личности

Выдающиеся личности, связанные со Статен-Айлендом

Статен-Айленд, несмотря на свой имидж тихого и уединенного боро, стал родиной или домом для многих людей, оставивших заметный след в истории и культуре. От магнатов «позолоченного века» до пионеров хип-хопа — остров взрастил и приютил немало ярких талантов.

  • Корнелиус Вандербильт (1794–1877) — промышленник и финансист. Родился на Статен-Айленде в скромной семье. Начав с небольшой паромной переправы между островом и Манхэттеном, он построил огромную транспортную империю, включавшую пароходства и железные дороги, и стал одним из богатейших людей в истории Америки. Его прозвище «Коммодор» родилось именно здесь, на нью-йоркской гавани.
  • Антонио Меуччи (1808–1889) — изобретатель. Итальянский иммигрант, проживший значительную часть жизни на Статен-Айленде. Именно в своем доме в районе Клифтон он разработал и в 1857 году продемонстрировал устройство для передачи звука по проводам, которое он назвал «телектрофоном». Из-за финансовых трудностей и недостаточного знания английского языка он не смог получить полноценный патент, который в итоге достался Александру Грэму Беллу. Его дом сегодня является музеем.
  • Элис Остен (1866–1952) — фотограф-новатор. Большую часть жизни провела в своем доме на Статен-Айленде, который сейчас является национальным историческим памятником. Остен была одной из первых женщин-фотографов, получивших широкое признание. Ее работы, насчитывающие более 7000 снимков, запечатлели повседневную жизнь Нью-Йорка на рубеже XIX–XX веков, портреты иммигрантов и жизнь викторианских женщин.
  • Wu-Tang Clan (образованы в 1992) — хип-хоп группа. Этот легендарный коллектив был основан на Статен-Айленде, который участники группы прозвали «Шаолинь». Группа, в которую входят RZA, GZA, Method Man и другие, произвела революцию в хип-хопе 90-х своим мрачным, самобытным звучанием и сложной лирикой. Они вывели Статен-Айленд на мировую музыкальную карту и стали одной из самых влиятельных групп в истории жанра.
  • Пит Дэвидсон (род. 1993) — комик, актер и сценарист. Родился и вырос на Статен-Айленде, который часто становится центральной темой его юмора. Получил известность как один из самых молодых участников шоу Saturday Night Live. Его полуавтобиографический фильм «Король Статен-Айленда» (2020) стал своеобразным признанием в любви и одновременно ироничным портретом его родного боро.

Дошли до конца страницы?

Значит маршрут изучен вдоль и поперёк