История Кируны уникальна тем, что город не вырос стихийно из древнего поселения, а был создан целенаправленно в начале XX века. Изначально эти суровые земли за полярным кругом были территорией коренного народа саамов, которые называли местность Giron, что в переводе означает «белая куропатка».
Официальной датой основания принято считать 1900 год, когда Яльмар Лундбом, управляющий горнодобывающей компании, утвердил план застройки поселения. Однако первые исследования богатейших залежей железной руды в этом районе проводились еще в XVII–XVIII веках, но тогда отсутствие технологий и транспорта делало добычу невозможной.
Превращение отдаленной местности в индустриальный центр стало возможным благодаря сочетанию географических и технологических факторов:
- Богатства недр: Горы Кирунаваара и Луоссаваара скрывали одни из крупнейших в мире запасов высококачественной железной руды.
- Транспортная революция: Решающим моментом стало завершение строительства железной дороги Мальмбанан (Malmbanan) в 1902 году. Она соединила рудники с незамерзающим портом Нарвик в Норвегии и шведским портом Лулео, открыв путь для экспорта.
- Стратегическое планирование: Компания LKAB (Luossavaara-Kiirunavaara Aktiebolag) не просто добывала ресурсы, но и инвестировала в создание полноценной городской инфраструктуры.
В отличие от многих шахтерских поселков того времени, Кируна задумывалась как «образцовый город». Архитекторы и планировщики учитывали экстремальный климат: уличная сеть проектировалась непрямолинейной, чтобы гасить порывы ледяного арктического ветра и сохранять тепло.
Экономика города с первых дней полностью базировалась на горнодобывающей промышленности. Высокий спрос на рабочую силу и достойные условия труда привлекали сюда людей с юга Швеции и из-за рубежа, формируя особое, сплоченное сообщество, привыкшее жить и работать в условиях полярной ночи.