Где мой билет?
Поддержка

История города Порт-Морсби

Истории соседних городов

Происхождение и ранняя история

История Порт-Морсби началась задолго до прибытия европейцев. Тысячелетиями на этой территории проживали коренные народы, в частности племена моту, которые строили характерные свайные деревни над водой и вели активную торговлю с соседними племенами. Европейским первооткрывателем этой местности стал британский капитан Джон Морсби в 1873 году. Он обнаружил и нанес на карту обширную естественную гавань, которую назвал Порт-Морсби в честь своего отца, адмирала сэра Фэрфакса Морсби. Развитие города определили несколько ключевых факторов.

Вот основные вехи его становления:

  • Географическое положение: Удобная и защищенная от непогоды естественная гавань сделала Порт-Морсби идеальным местом для порта. Это обеспечило ему статус главного опорного пункта англичан, а затем и важного торгового узла.
  • Политическая роль: В 1884 году, после установления британского протектората над юго-восточной частью Новой Гвинеи, Порт-Морсби стал административным центром колонии. Этот статус сохранился и после передачи территории под управление Австралии в 1906 году. Во время Второй мировой войны город служил важной базой союзных войск.
  • Столичный статус: После обретения Папуа — Новой Гвинеей независимости в 1975 году, Порт-Морсби был провозглашен её столицей, что закрепило его центральную роль в политической и экономической жизни страны.

Изначально экономика региона была основана на традиционной торговле народа моту, которые обменивали глиняную посуду на саго и другие продукты у племен из залива Папуа. С приходом европейцев Порт-Морсби превратился в торговый порт, через который экспортировались каучук, копра и золото. В городе начали появляться первые колониальные постройки, такие как объединенная церковь Элла, возведенная в 1890 году. Постепенно Порт-Морсби стал плавильным котлом культур, где традиции более 700 этнических групп страны смешивались с европейским и азиатским влиянием.

Историческая хронология

Ключевые даты в истории Порт-Морсби

  • Ок. 2000 лет назад — Предки современных народов моту и коитабу заселяют побережье, основывая поселения и развивая уникальную торговую систему, известную как "хири".
  • 20 февраля 1873 г. — Британский капитан Джон Морсби на корабле HMS Basilisk входит в гавань и называет ее Порт-Морсби в честь своего отца, адмирала сэра Фэрфакса Морсби.
  • 1884 г. — После установления британского протектората над юго-восточной Новой Гвинеей, Порт-Морсби становится его административным центром.
  • 1906 г. — Управление территорией Папуа переходит к Австралии, а Порт-Морсби сохраняет свой столичный статус.
  • 3 февраля 1942 г. — Происходит первая японская бомбардировка города, положившая начало длительной битве за Порт-Морсби в рамках Второй мировой войны.
  • Май 1942 г. — Сражение в Коралловом море срывает японские планы по морскому вторжению и захвату Порт-Морсби.
  • Август 1943 г. — Завершается битва за Порт-Морсби победой союзников, что делает город ключевой базой для дальнейших операций на Тихом океане.
  • 1949 г. — Город становится столицей объединенной австралийской Территории Папуа — Новая Гвинея.
  • 1964 г. — В Порт-Морсби открывается Университет Папуа — Новой Гвинеи, ставший главным высшим учебным заведением страны.
  • 16 сентября 1975 г. — Папуа — Новая Гвинея обретает независимость, и Порт-Морсби официально провозглашается ее столицей.
  • 1980–1990 гг. — Город переживает стремительный рост населения, которое увеличивается со 120 000 до 195 000 человек.
  • Ноябрь 2018 г. — Порт-Морсби принимает у себя саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), что привлекает к городу международное внимание.

Ключевые вехи

Ключевые этапы развития Порт-Морсби

Развитие Порт-Морсби — это история превращения из колониального аванпоста в динамичную столицу. Каждый этап оставлял заметный след в его экономическом, культурном и городском облике.

  • Становление административным центром (1884 г.). После объявления британского протектората город стал его столицей, что положило начало формированию административной инфраструктуры и градостроительному планированию. Это заложило основу для его будущей роли как главного политического центра страны.
  • Роль во Второй мировой войне (1942–1943 гг.). Город служил стратегически важной базой союзных войск. Для военных нужд была значительно расширена и модернизирована инфраструктура, включая порт и аэродромы, которая после войны стала основой для гражданского развития.
  • Открытие Университета Папуа — Новой Гвинеи (1964 г.). Это событие стало поворотным в культурной и общественной жизни. Университет превратил Порт-Морсби в главный образовательный и интеллектуальный центр страны, способствуя формированию национальной элиты.
  • Получение статуса столицы (1975 г.). С обретением Папуа — Новой Гвинеей независимости Порт-Морсби был официально провозглашен столицей. Это дало мощный толчок к строительству правительственных зданий, включая знаменитое здание Парламента, и укрепило его статус сердца нации.
  • Стремительный рост и урбанизация (1980–1990-е гг.). В этот период население города почти удвоилось за счет внутренней миграции. Такой демографический взрыв привел к быстрому расширению городских территорий, но вместе с тем породил социальные проблемы и рост неформальных поселений.
  • Центр нефтегазовой индустрии (с 2014 г.). Запуск масштабного проекта по производству сжиженного природного газа (СПГ) с экспортным терминалом в Порт-Морсби вывел экономику города и страны на новый уровень. Столица стала корпоративным и логистическим хабом для ресурсного сектора.
  • Проведение саммита АТЭС (2018 г.). Подготовка к этому международному событию повлекла за собой масштабную модернизацию городской инфраструктуры. Были построены новые дороги, отели и современный конгресс-центр APEC Haus, что заметно преобразило облик столицы.
  • Развитие культурных учреждений. Создание и развитие таких объектов, как Национальный музей и Художественная галерея, закрепило за Порт-Морсби роль хранителя уникального культурного наследия более чем 800 этнических групп Папуа — Новой Гвинеи.

Архитектура и градостроительство

Архитектурный облик Порт-Морсби — это эклектичное сочетание, отражающее его сложную историю: от традиционных поселений коренных народов до колониального прошлого и современной столицы. Здесь нет классических европейских стилей, таких как готика или барокко, зато ярко представлены уникальные местные и современные архитектурные решения.

Традиционная и колониальная архитектура

Изначальный облик региона определяли традиционные поселения, такие как деревня Хануабада, состоящая из домов на сваях. Этот тип застройки до сих пор является важной частью городского ландшафта. С приходом европейцев в конце XIX века начали появляться первые колониальные здания. Для этого периода характерны простые функциональные постройки из дерева с верандами и крышами из гофрированного железа, адаптированные к жаркому и влажному климату. Одним из старейших сохранившихся зданий является церковь Элла, построенная миссионерами в 1890 году. Большинство таких строений сосредоточено в старом районе города, известном как Таун.

Архитектура эпохи независимости и современности

После обретения Папуа — Новой Гвинеей независимости в 1975 году начался новый этап в градостроительстве, ознаменовавшийся поиском национальной идентичности в архитектуре. Этот период подарил городу его самые знаковые сооружения:

  • Здание Национального парламента (1984): Это самое известное здание страны, являющееся шедевром постмодернизма с сильным влиянием местной культуры. Его главный корпус выполнен в стиле «хаус тамбаран» (дом духов) — традиционного дома для собраний в регионе реки Сепик, а вход украшает впечатляющая мозаика, символизирующая культурное многообразие Папуа — Новой Гвинеи.
  • APEC Haus (2018): Построенный к саммиту АТЭС, этот современный конференц-центр стал новым символом города. Его дизайн вдохновлен формой парусов традиционных лодок «лакатои», которые использовали народы моту для торговых экспедиций хири. Здание расположено на насыпном участке у пляжа Эла и олицетворяет торговые и гражданские амбиции страны.
  • Храм Бахаи: Одно из новейших архитектурных дополнений, дизайн которого основан на традиционном искусстве плетения, символизирующем единство разнообразных культур страны. Плетеный узор фасада создает уникальный и узнаваемый облик.

Градостроительное развитие

Городское планирование в Порт-Морсби отражает его быстрый и порой хаотичный рост. Административный и правительственный центр сосредоточен в районе Вайгани, где расположены Парламент, правительственные здания, Национальный музей и университет. В то же время деловой центр с современными офисными зданиями и отелями, такими как Grand Papua Hotel, находится в районе Таун и вдоль побережья. Этот спланированный рост контрастирует с обширными неформальными поселениями, которые появились в результате стремительной урбанизации и внутренней миграции, что создает сложную и многослойную городскую среду.

Выдающиеся личности

Выдающиеся личности, связанные с Порт-Морсби

История и культура Порт-Морсби неразрывно связана с людьми, которые внесли значительный вклад в развитие не только города, но и всей страны. Среди них — политики, спортсмены и общественные деятели.

  • Сэр Майкл Сомаре (1936–2021) — политик, «отец нации». Главный министр, а затем первый премьер-министр независимой Папуа — Новой Гвинеи. Его политическая карьера началась в Порт-Морсби, где он был одним из основателей партии Пангу, которая привела страну к независимости в 1975 году. Он сыграл ключевую роль в становлении города как столицы и политического центра страны. Скончался в Порт-Морсби в 2021 году.
  • Сэр Джон Гайс (1914–1991) — политик, первый генерал-губернатор Папуа — Новой Гвинеи. Его политическая деятельность началась в Порт-Морсби, где он работал в колониальной администрации и возглавлял Ассоциацию метисов. Он стал первым коренным жителем, избранным спикером Палаты собрания, и сыграл важную роль в конституционном развитии страны на пути к независимости. Умер в своем доме в Порт-Морсби. В его честь назван крупный спортивный комплекс в столице.
  • Джон Морсби (1830–1922) — британский морской офицер. В 1873 году, командуя кораблем HMS Basilisk, он исследовал побережье Новой Гвинеи и открыл обширную естественную гавань, которую назвал в честь своего отца, адмирала сэра Фэрфакса Морсби. Это открытие положило начало европейскому поселению, которое выросло в современный город Порт-Морсби.
  • Райан Пини (род. 1981) — пловец, олимпийский чемпион. Родился и вырос в Порт-Морсби, где начал свою спортивную карьеру в плавательном клубе «Бороко». Пини — один из самых титулованных спортсменов в истории Папуа — Новой Гвинеи. Он завоевал золотую медаль на Играх Содружества в 2006 году и стал первым пловцом из своей страны, вышедшим в финал Олимпийских игр (Пекин, 2008). Неоднократно был знаменосцем сборной на Олимпиадах.
  • Джастин Ткаченко (род. 1972) — политик, бизнесмен. Уроженец Австралии, переехал в Порт-Морсби, где сначала работал куратором Ботанического сада, а затем стал успешным предпринимателем и известным телеведущим. Получив гражданство Папуа — Новой Гвинеи, он был избран в национальный парламент от столичного округа Южный Морсби. Занимал ключевые посты в правительстве, включая пост министра иностранных дел, и играл важную роль в современной политической жизни столицы.
  • Пауэс Паркоп (род. 1962) — политик, правозащитник. С 2007 года занимает пост губернатора Национального столичного округа, в который входит Порт-Морсби. Известен своими инициативами по благоустройству и модернизации города, включая борьбу с мусором и улучшение общественной безопасности. Его долгое пребывание на посту губернатора оказало значительное влияние на современный облик и развитие столицы.

Дошли до конца страницы?

Значит маршрут изучен вдоль и поперёк

Для вашего удобства мы используем cookies.