История города Комалькалько, расположенного в мексиканском штате Табаско, неразрывно связана с древней цивилизацией майя, которая оставила здесь уникальное археологическое наследие. Современный город вырос рядом с руинами одного из самых западных форпостов этой великой культуры, что и определило его исторический путь и современную идентичность.
Истоки поселения уходят в позднеклассический период цивилизации майя, примерно в 700–900 гг. н. э. Древний город, известный сегодня как археологическая зона Комалькалько, был важным центром майя. Его нынешнее название происходит из ацтекского языка науатль и переводится как «в доме комалей» (комаль — это сковорода для выпечки лепёшек). Считается, что это имя было дано городу позже, а его оригинальное название на языке майя звучало как Хойчан, что означает «Окружённое небо».
Стремительному развитию города способствовало его стратегическое географическое положение. Расположенный в регионе, богатом водными ресурсами и плодородными землями, Комалькалько стал центром сельского хозяйства, в частности, выращивания какао. Он превратился в значимый торговый узел, контролировавший речные и прибрежные маршруты. Особую роль в его экономике играла торговля какао-бобами, которые в мире майя высоко ценились и часто использовались в качестве валюты.
Главной отличительной чертой древнего Комалькалько стали инновации в строительстве. В отличие от большинства городов майя, где основным материалом служил известняк, здесь из-за его нехватки начали использовать обожжённый кирпич. Здания возводились из кирпичей, которые скреплялись между собой уникальным раствором, изготовленным из измельчённых раковин устриц. Эта технология является визитной карточкой древнего города и подчёркивает изобретательность его жителей.
Экономика древнего Комалькалько процветала благодаря производству и экспорту какао, а культурная жизнь была тесно связана с религиозными ритуалами и традициями майя. Уникальной особенностью являются сами кирпичи, из которых строился город. Многие из них были украшены рельефными изображениями людей, животных и символическими узорами, которые при кладке намеренно скрывались внутрь стены. Город пришёл в упадок около IX века н.э., и точные причины его запустения до сих пор остаются предметом исследований учёных.