Где мой билет?
Поддержка

История города Горакхпур

Происхождение и ранняя история

История Горакхпура уходит корнями в глубокую древность, а его название неразрывно связано с духовными традициями Индии. Город назван в честь средневекового святого, гуру Горакхнатха, который считается основателем и популяризатором хатха-йоги. Согласно преданиям, он медитировал на этом месте примерно в XII веке, а посвящённый ему храм Горакхнатх Матх и сегодня является главным духовным центром города. Однако первые упоминания о регионе относятся к ещё более раннему периоду: в VI веке до н.э. эта территория входила в состав могущественных царств Кошала и Малла. Местность также имеет сакральное значение для буддистов и джайнов: считается, что неподалёку отсюда Гаутама Будда отрёкся от мирской жизни, а также родился Махавира, 24-й тиртханкара в джайнизме.

Становление Горакхпура определялось несколькими ключевыми факторами. Во-первых, его стратегическое географическое положение на берегу реки Рапти и вблизи границы с Непалом сделало его важным транзитным пунктом. Это способствовало развитию города как торгового узла и перевалочного пункта на паломническом пути, связывающем знаковые для буддизма места — Кушинагар (место ухода Будды) и Лумбини (место его рождения). Во-вторых, на протяжении веков регион находился под властью крупных политических сил, включая империи Мауриев, Гуптов и Харша, что способствовало его стабильному развитию. В-третьих, город всегда был центром притяжения паломников, что формировало его особую культурную и экономическую среду.

Ранние культурные и экономические особенности Горакхпура тесно переплетены. Его статус как духовного центра, связанного с йогой, буддизмом и джайнизмом, привлекал учёных, аскетов и последователей этих учений. Это способствовало не только культурному обмену, но и развитию экономики, ориентированной на обслуживание многочисленных паломников. Торговля, вероятно, была сосредоточена на товарах первой необходимости, религиозной атрибутике и ремесленных изделиях. Благодаря своему расположению на пересечении торговых и паломнических маршрутов, город с ранних времён превратился в оживлённый центр, где встречались разные культуры и традиции.

Историческая хронология

Ключевые вехи в истории Горакхпура

  • VI век до н. э. — Территория современного Горакхпура входит в состав влиятельных царств Кошала и Малла, являясь важным центром арийской цивилизации.
  • IV век до н. э. – VII век н. э. — Регион последовательно находится под властью великих империй Мауриев, Кушанов, Гуптов и Харши, что обеспечивает его стабильное развитие.
  • Приблизительно XII век — В Горакхпуре живёт и проповедует гуру Горакхнатх, в честь которого город впоследствии получил своё название; основывается духовный центр Горакхнатх Матх.
  • XIII–XVI века — Город и прилегающие земли входят в состав Делийского султаната, а затем Империи Великих Моголов, что отражается на его административном и культурном устройстве.
  • 1801 год — Наваб Ауда передаёт территорию Горакхпура Британской Ост-Индской компании, что знаменует начало колониального периода.
  • 1829 год — Горакхпур становится административным центром одноимённого округа, объединившего несколько районов.
  • 1857 год — Город становится одним из центров Индийского народного восстания (восстания сипаев) против британского правления.
  • 4 февраля 1922 года — В соседнем городке Чаури-Чаура происходит инцидент, который заставил Махатму Ганди остановить общенациональное Движение несотрудничества.
  • 1923 год — В Горакхпуре основывается издательство Gita Press, которое впоследствии стало крупнейшим в мире издателем индуистской религиозной литературы.
  • 1947 год — Горакхпур вместе со всей страной получает независимость и становится частью Республики Индия.

Ключевые вехи

История Горакхпура насчитывает много веков и тесно переплетена с культурным и религиозным развитием Индии. Город, расположенный на берегах реки Рапти, прошёл путь от древнего центра арийской цивилизации до важного транспортного и промышленного узла современности. Вот ключевые этапы его истории:

  • Древний центр духовности. В VI веке до н.э. регион Горакхпура был частью царств Кошала и Малла и ассоциировался с важными событиями в жизни основателей буддизма и джайнизма. Считается, что именно здесь Гаутама Будда отказался от своего княжеского статуса, а неподалёку родился Махавира, 24-й тиртханкара джайнов.
  • Обретение имени и становление центром йоги. В Средние века, предположительно в XII веке, город стал домом для гуру Горакхнатха, в честь которого и был назван. Горакхнатх популяризировал хатха-йогу, а посвящённый ему храм Горакхнатх и сегодня является главной достопримечательностью и местом паломничества.
  • Британский период и развитие железных дорог. В 1803 году Горакхпур перешёл под управление Британской Ост-Индской компании. Этот период ознаменовался строительством железных дорог, что превратило город в важный транспортный узел. Позднее здесь были созданы мастерские по ремонту железнодорожного оборудования, что заложило основу промышленного развития. Сегодня в городе есть Железнодорожный музей Горакхпура, рассказывающий об этой странице истории.
  • Роль в освободительном движении. Город был одним из центров восстания сипаев в 1857 году и в дальнейшем играл заметную роль в движении за независимость Индии.
  • Крупнейший издательский центр индуистской литературы. В 1923 году в Горакхпуре была основана типография Gita Press, которая со временем стала крупнейшим в мире издателем индуистских религиозных текстов. Это укрепило статус города как важного культурного и духовного центра, распространяя священные тексты, такие как Бхагавад-гита и Рамаяна, по всей стране и за её пределами по доступным ценам.
  • Промышленный рост после независимости. В XX веке город продолжил развиваться как промышленный центр. Здесь появились предприятия химической, пищевой (включая сахарные заводы), текстильной и бумажной промышленности. Также в 1957 году был основан Горакхпурский университет, что способствовало развитию образования в регионе.

Архитектура и градостроительство

Архитектурный облик Горакхпура представляет собой многослойное полотно, на котором оставили свой след различные исторические эпохи и культурные влияния. Город не может похвастаться единым доминирующим стилем, его застройка — это скорее эклектичное сочетание традиционной индийской, могольской, колониальной и современной архитектуры, отражающее его богатую историю как духовного, административного и торгового центра.

Религиозная и традиционная архитектура

Центральное место в архитектурном и духовном ландшафте города занимает Горакхнатх Матх (Храм Горакхнатха). Хотя святыня существует много веков, нынешний комплекс, раскинувшийся на 52 акрах, является результатом многочисленных перестроек и реконструкций, особенно после разрушений в могольский период. Его архитектура представляет собой синтез традиционного индуистского храмового зодчества с элементами могольского стиля, что проявляется в форме ворот и общих очертаниях. Комплекс включает в себя главный храм, усыпальницы, залы для медитаций и жилые помещения, украшенные резьбой и скульптурами. Другим важным объектом является Вишну Мандир, где хранится выдающаяся статуя Вишну XII века, вырезанная из черного камня.

Могольский и индо-исламский период

Влияние Империи Великих Моголов, под властью которой город находился несколько столетий, заметно в планировке старых кварталов и в нескольких знаковых сооружениях. Ярким примером является Имамбара, построенная в конце XVIII века Рошаном Али Шахом. Хотя она и относится к более позднему периоду, ее архитектура несет в себе черты индо-исламского стиля. Также в городе сохранились старинные мечети, такие как Джама Масджид в районе Урду Базар, построенная в 1699 году сыном императора Аурангзеба, Муаззамом Шахом, и Санги Масджид (1618 г.), демонстрирующие характерные для могольской эпохи купола, арки и декоративную резьбу.

Британская колониальная эпоха

С превращением Горакхпура в административный центр в 1801 году под управлением Британской Ост-Индской компании, в городе начали появляться здания в колониальном стиле. Архитектура этого периода была преимущественно функциональной: строились административные здания, суды, бунгало и, что особенно важно, объекты железнодорожной инфраструктуры. Здание железнодорожного вокзала Горакхпура, являющегося штаб-квартирой Северо-Восточной железной дороги, несет в себе черты индо-сарацинского стиля — гибрида европейских (неоготика, неоклассицизм) и индо-исламских архитектурных мотивов. Этот стиль, популярный в Британской Индии, символизировал имперскую власть, но с адаптацией к местным традициям.

Современное развитие

После обретения Индией независимости градостроительство Горакхпура сосредоточилось на решении задач растущего городского центра. Появились новые жилые районы, промышленные зоны, образовательные и медицинские учреждения. Архитектура этого периода носит преимущественно утилитарный характер. Клювыми объектами стали кампус Университета Дина Даяла Упадхьяя (основан в 1957 г.), издательство Gita Press и современные коммерческие комплексы. Развитие города в последние десятилетия характеризуется хаотичной застройкой, типичной для многих быстрорастущих индийских городов, где современные бетонные и стеклянные конструкции соседствуют с историческими зданиями.

Выдающиеся личности

Выдающиеся личности, связанные с Горакхпуром

Горакхпур, будучи важным культурным, духовным и политическим центром на протяжении веков, стал родиной или местом деятельности для многих знаковых фигур в истории Индии. Эти люди оставили глубокий след в литературе, политике, спорте и духовной жизни страны.

  • Гуру Горакхнатх (приблизительно XI-XII вв.) — средневековый святой и йогин, в честь которого назван город. Считается основателем традиции натхов и популяризатором хатха-йоги. Его учение и основанный им храм Горакхнатх Матх превратили город в крупнейший духовный центр, привлекающий паломников со всей Индии и мира.
  • Мунши Премчанд (1880–1936) — один из величайших писателей в истории литературы на хинди и урду. Хотя он родился в Варанаси, Горакхпур стал его "кармой-бхуми" (землёй труда). Здесь он работал учителем и, вдохновившись речью Махатмы Ганди в 1921 году, уволился с государственной службы, чтобы посвятить себя писательству и борьбе за независимость. Именно в Горакхпуре он написал такие знаменитые произведения, как «Идгах» и «Намак ка Дарога».
  • Рам Прасад Бисмил (1897–1927) — выдающийся индийский революционер, поэт и борец за свободу. Он был одной из ключевых фигур в знаменитом «заговоре Какори». Хотя Бисмил был родом из Шахджаханпура, его имя неразрывно связано с Горакхпуром, так как именно в городской тюрьме он провёл последние дни и был казнён британскими властями 19 декабря 1927 года. Это место стало символом его жертвы во имя независимости Индии.
  • Фирак Горакхпури (1896–1982) — псевдоним Рагхупати Сахая, одного из самых известных поэтов урду XX века. Уроженец Горакхпура, он также был писателем и литературным критиком. Его творчество принесло ему высшие литературные награды Индии, включая премию Джнянпитх. Он внёс огромный вклад в развитие поэзии на урду, и его псевдоним навсегда прославил его родной город.
  • Йоги Адитьянатх (род. 1972) — влиятельный современный политик и религиозный деятель. До того как стать главным министром штата Уттар-Прадеш, он долгие годы был главным жрецом (махантом) храма Горакхнатх Матх и пять раз избирался в парламент Индии от избирательного округа Горакхпур. Его деятельность тесно связана с управлением и развитием города.
  • Анураг Кашьяп (род. 1972) — известный индийский кинорежиссёр, сценарист и продюсер, считающийся одним из лидеров независимого кино в Индии. Он родился в Горакхпуре, и хотя его карьера развивалась в Мумбаи, его происхождение из этого региона часто отмечается в контексте его творческого пути.

Дошли до конца страницы?

Значит маршрут изучен вдоль и поперёк