Где мой билет?
Поддержка

Сирос istoriia

Происхождение и ранняя история

Основание и первые упоминания

История заселения Сироса уходит корнями в глубокую древность: археологические находки в районах Халандриани и Кастри подтверждают существование здесь развитой кикладской цивилизации еще в 3-м тысячелетии до н.э. Остров упоминается под именем «Сирия» даже в гомеровской «Одиссее».

Однако современный административный центр, Эрмуполис, имеет более позднюю историю основания. Он возник в 1820-х годах как поселение беженцев с островов Хиос, Псара и Крит, искавших спасения во время Греческой войны за независимость. Именно этот приток населения превратил тихий остров в бурлящий центр жизни.

Ключевые факторы становления

Стремительный взлет Сироса в XIX веке был обусловлен уникальным сочетанием обстоятельств:

  • Географическое положение: Находясь в самом центре архипелага Киклады, остров обладает превосходной естественной гаванью, что сделало его идеальным перевалочным пунктом для морской торговли между Востоком и Западом.
  • Торговый потенциал: Прибывшие переселенцы были опытными купцами и судовладельцами. Они привезли с собой капитал, деловые связи и предпринимательский дух, быстро превратив город в коммерческий хаб.
  • Безопасность: Исторически сложившаяся защита со стороны западных держав (благодаря крупной католической общине в Ано-Сиросе) обеспечивала острову относительный нейтралитет и стабильность, необходимые для бизнеса.

Ранние культурные и экономические особенности

Уже к середине XIX века Сирос называли «Манчестером Греции». Здесь процветали судостроение (верфь Неорион стала одной из первых и крупнейших в регионе), текстильная промышленность и кожевенное производство. До возвышения афинского порта Пирей, именно порт Сироса был главным морским узлом новообразованного греческого государства.

Экономический успех способствовал культурному расцвету. Богатая буржуазия застраивала город великолепными неоклассическими особняками. Именно здесь открылись первая в современной Греции гимназия и знаменитый театр «Аполлон», ставший копией миланского Ла Скала в миниатюре.

Историческая хронология

Основные вехи истории Сироса

  • 3-е тысячелетие до н.э. — Расцвет ранней кикладской цивилизации на острове, подтвержденный археологическими находками в поселениях Халандриани и Кастри.
  • 6 век до н.э. — На Сиросе живет и творит философ Ферекид, который считается учителем Пифагора.
  • 1207 год — Остров захватывают венецианцы под предводительством Марко Санудо, включая его в состав Герцогства Архипелага.
  • 13 век — Основание укрепленного поселения Ано-Сирос на вершине холма для защиты жителей от пиратских набегов.
  • 1537 год — Остров переходит под контроль Османской империи, однако сохраняет привилегии самоуправления и религиозную свободу для католиков.
  • 1821–1824 годы — Массовый приток греческих беженцев с островов Хиос, Псара и Крит, спасающихся от военных действий, что дало толчок развитию порта.
  • 1826 год — Новое поселение у моря официально получает название Эрмуполис в честь Гермеса, античного бога торговли.
  • 1833 год — В Эрмуполисе открывается первая гимназия в независимом греческом государстве, ставшая кузницей интеллектуальной элиты.
  • 1861 год — Основание судостроительной компании «Неорион», одной из старейших и важнейших верфей в Средиземноморье.
  • 1864 год — Торжественное открытие театра «Аполлон», архитектурного шедевра, вдохновленного итальянскими оперными театрами.
  • 1876 год — Завершение строительства величественной Ратуши на площади Миаули по проекту знаменитого архитектора Эрнста Циллера.
  • Конец 19 века — С открытием Коринфского канала и ростом порта Пирей начинается постепенный спад торгового доминирования Сироса.
  • 1941–1944 годы — В период Второй мировой войны остров переживает тяжелые времена оккупации и голода, что сильно сократило население.
  • 2000 год — Открытие факультетов Эгейского университета в Эрмуполисе, ознаменовавшее новый этап культурного и образовательного возрождения острова.

Ключевые вехи

Ключевые этапы развития города

Эрмуполис прошел путь от стихийного поселения беженцев до административной и культурной столицы Киклад. Вот главные вехи, определившие современный облик и статус города:

  • Внедрение регулярной планировки. В отличие от средневекового Ано-Сироса с его запутанными улочками, нижний город строился по европейским градостроительным планам.
    Значение: Широкие улицы и просторные площади (особенно площадь Миаули) придали городу столичный размах и обеспечили комфортную среду для растущего населения.
  • Создание транзитного порта. Использование выгодного географического положения для создания зоны свободной торговли (порто-франко).
    Значение: Порт стал экономическим сердцем города, превратив Сирос в главный коммерческий узел Восточного Средиземноморья середины XIX века и обеспечив приток капитала.
  • Индустриализация и запуск «Неориона». Открытие первой в Греции современной судоверфи и металлургического завода.
    Значение: Переход от чисто торговой экономики к промышленной. Это создало рабочие места, сформировало класс технической интеллигенции и позволило строить первые греческие пароходы.
  • Строительство монументальных общественных зданий. Возведение Ратуши, театра «Аполлон» и таможни с привлечением лучших архитекторов (включая Эрнста Циллера).
    Значение: Архитектурное закрепление статуса богатого буржуазного города. Эти здания по сей день формируют уникальный неоклассический ансамбль, привлекающий туристов.
  • Развитие издательского дела и образования. Открытие типографий и престижных гимназий.
    Значение: Город стал интеллектуальным маяком региона, где формировалась греческая элита, издавались газеты и переводилась европейская литература.
  • Консервация исторического центра. В период экономического спада XX века (из-за возвышения Пирея) город избежал массовой современной застройки.
    Значение: «Застывшее время» позволило сохранить целостность архитектурного наследия, которое в XXI веке стало главным туристическим активом острова.

Архитектура и градостроительство

Архитектурный облик и градостроительство

Архитектурный ландшафт Сироса уникален своей двойственностью. Здесь сосуществуют два совершенно разных города: средневековый католический Ано-Сирос на вершине холма и неоклассический православный Эрмуполис у моря. Такое сочетание редко встречается на других островах Киклад, где обычно доминирует бело-голубая гамма.

Средневековье и Венецианское влияние (XIII–XVIII вв.)

Этот период представлен застройкой верхнего города — Ано-Сироса. Градостроительство здесь диктовалось необходимостью защиты от пиратов.

  • Стиль: Оборонительное зодчество с элементами венецианской архитектуры и кикладского минимализма.
  • Особенности: Дома построены вплотную друг к другу, образуя внешнюю оборонительную стену. Улицы узкие, извилистые, со множеством ступеней и арок (посад), чтобы запутать захватчиков. Автомобильное движение здесь невозможно.
  • Знаковые объекты: Католический собор Святого Георгия (Сан-Джорджио) на самой вершине холма, доминирующий над поселением.

Неоклассицизм и Романтизм (XIX век)

Золотой век Сироса, связанный с прибытием богатых беженцев и расцветом торговли, подарил острову облик Эрмуполиса — настоящего музея неоклассицизма под открытым небом. В отличие от хаотичного верхнего города, нижний город строился по генеральному плану.

  • Стиль: Классицизм и Неоклассицизм.
  • Особенности: Монументальные мраморные фасады, симметрия, портики с колоннами, расписные потолки внутри особняков. Здания проектировали известные европейские и греческие архитекторы (в том числе Эрнст Циллер).
  • Знаковые объекты:
    • Городская Ратуша: Один из самых величественных образцов неоклассицизма в Греции, расположенная на площади Миаули.
    • Театр «Аполлон»: Архитектурная миниатюра итальянских оперных театров (влияние ренессансных и барочных традиций в интерьере).
    • Район Вапория: Квартал богатых судовладельцев («капитанов»), где роскошные особняки с высокими потолками и фресками построены прямо у кромки воды, напоминая «Маленькую Венецию».

Индустриальная архитектура (XIX–XX вв.)

Развитие промышленности привнесло в облик города утилитарные, но выразительные черты.

  • Стиль: Промышленный функционализм.
  • Особенности: Использование камня и кирпича для строительства крупных производственных цехов, складов и верфей.
  • Знаковые объекты: Здания кожевенных заводов в районе Корни и исторические постройки верфи «Неорион», которые до сих пор формируют индустриальный профиль порта.

Выдающиеся личности

Выдающиеся личности Сироса

История острова неразрывно связана с именами мыслителей, творцов и общественных деятелей, чье наследие вышло далеко за пределы Греции. Вот ключевые фигуры, прославившие Сирос:

  • Ферекид (VI век до н.э.)Философ и космолог
    Древний мыслитель, уроженец острова. Считается учителем Пифагора и одним из первых греческих прозаиков. В своем труде «Гептамих» он впервые выдвинул философскую концепцию бессмертия души. На севере Сироса сохранилась пещера, где, по преданию, жил философ.
  • Неофит Вамвас (1770–1855)Просветитель и педагог
    Ключевая фигура греческого Просвещения. Став первым директором легендарной гимназии в Эрмуполисе, он превратил её в главный интеллектуальный центр свободной Греции XIX века. Именно благодаря его усилиям Сирос стал кузницей кадров для нового государства.
  • Деметриус Викелас (1835–1908)Писатель и общественный деятель
    Родился в Эрмуполисе в семье коммерсантов. Вошел в историю как первый президент Международного олимпийского комитета (МОК). Сыграл решающую роль в организации первых современных Олимпийских игр в Афинах в 1896 году.
  • Эммануил Роидис (1836–1904)Писатель и журналист
    Знаменитый уроженец Эрмуполиса, автор скандального романа «Папесса Иоанна». Один из самых остроумных и блестящих стилистов в греческой литературе, чьи произведения переведены на многие языки мира.
  • Георгиос Сурис (1853–1919)Поэт-сатирик
    Уроженец Сироса, которого называли «современным Аристофаном». Прославился изданием уникальной газеты «Ромиос», тексты в которой (включая новости и рекламу) писались исключительно в стихах. Пять раз выдвигался на Нобелевскую премию по литературе.
  • Маркос Вамвакарис (1905–1972)Музыкант и композитор
    Родился в верхнем городе Ано-Сирос. Признанный «патриарх» жанра ребетико (греческого городского блюза). Автор знаменитой песни «Франкосириани» («Католичка из Сироса»), которая стала неофициальным гимном острова и одной из самых узнаваемых греческих мелодий в мире.

Дошли до конца страницы?

Значит маршрут изучен вдоль и поперёк

Для вашего удобства мы используем cookies.