Архитектурный облик и градостроительство
Архитектура Тура отражает его богатую историю, сочетая средневековое наследие с монументальностью королевской эпохи и рационализмом XIX века. Городская ткань четко делится на исторические зоны: лабиринты старых кварталов и широкие проспекты, проложенные в эпоху Просвещения.
Средневековье: Готика и фахверк
Самый узнаваемый слой городской застройки относится к периоду с XII по XV века. Для него характерны узкие улицы и плотная застройка, сохранившаяся в районе «Старый Тур» (Vieux Tours).
- Стиль: Готика (от лучистой до пламенеющей), традиционное фахверковое строительство.
- Знаковые объекты:
- Собор Сен-Гатьен (Cathédrale Saint-Gatien): Шедевр готической архитектуры, строившийся с XIII по XVI век. Его фасад демонстрирует эволюцию стиля — от массивного основания до ажурных «пламенеющих» шпилей эпохи Ренессанса.
- Площадь Плюмро (Place Plumereau): Центр средневекового квартала, окруженный прекрасно сохранившимися фахверковыми домами XV века с деревянными каркасами и сланцевыми крышами.
- Башня Карла Великого (Tour Charlemagne): Уцелевший фрагмент старой романской коллегиальной церкви, возвышающийся над крышами города.
Ренессанс: Итальянское влияние
В XV и XVI веках, когда Тур был резиденцией французских королей, в городе появились изящные каменные особняки, вдохновленные итальянским Возрождением. Местный белый известняк (туфо) стал основным материалом для декоративной резьбы.
- Стиль: Ранний французский Ренессанс.
- Знаковые объекты:
- Отель Гуэн (Hôtel Goüin): Редкий пример частного особняка XV века с богато украшенным фасадом, переживший разрушения Второй мировой войны.
- Клуатр Ла Псалетт (Cloître de la Psalette): Примыкающий к собору комплекс, где смешиваются готическая структура и ренессансном декор (лестницы, балюстрады).
Классицизм и градостроительство XVIII века
В XVIII веке город подвергся масштабной перепланировке. Была проложена главная ось «Север-Юг» (ныне улица Насьональ), соединившая два берега Луары и превратившая Тур в современный транзитный узел.
- Стиль: Классицизм, инженерная архитектура.
- Знаковые объекты:
- Мост Вильсона (Pont Wilson): Старейший мост города (1765–1778), построенный из камня. Его 15 арок стали символом надежности и инженерного мастерства той эпохи.
- Дворец Архиепископа: Ныне Музей изящных искусств, представляющий собой строгий и симметричный ансамбль классической эпохи.
XIX век: Эклектика и стиль Боз-ар
С приходом железной дороги центр деловой активности сместился к югу. Вторая половина XIX века подарила городу монументальные общественные здания, спроектированные знаменитым уроженцем Тура, архитектором Виктором Лалу.
- Стиль: Эклектика, неовизантийский стиль, Боз-ар (Beaux-Arts).
- Знаковые объекты:
- Вокзал Тура (Gare de Tours): Великолепное здание 1898 года с огромными остекленными пролетами и каменным фасадом, напоминающим вокзал Орсе в Париже (также работа Лалу).
- Ратуша (Hôtel de Ville): Пышное здание, богато украшенное скульптурами и аллегориями, символизирующее республиканские ценности.
- Базилика Святого Мартина: Построена в конце XIX века в неовизантийском стиле на месте разрушенного средневекового аббатства.
XX–XXI века: Модернизм и современность
После разрушений 1940 года часть центра была перестроена. В конце XX века город обогатился объектами современной архитектуры, которые ведут диалог с историческим окружением.
- Стиль: Модернизм, хай-тек, постмодернизм.
- Знаковые объекты:
- Конгресс-центр «Винчи» (Le Vinci): Футуристическое здание (архитектор Жан Нувель), напоминающее нос корабля или дирижабль, нависающий над вокзальной площадью.
- Дизайн трамвайной линии: Современная транспортная система, оформленная художником Даниэлем Бюреном, стала частью визуального кода города («зеркальный» дизайн вагонов).