Где мой билет?
Поддержка

История города Окленд

Происхождение и ранняя история

История Окленда — это повествование о стратегическом видении, культурном слиянии и стремительном росте. Задолго до прибытия европейцев этот регион был одним из самых желанных и густонаселенных в Новой Зеландии благодаря своим плодородным землям и удобным гаваням.

Основание и первые упоминания

Доевропейская история региона тесно связана с народом маори, который называл эту местность Tāmaki Makaurau — «земля, желанная для многих». Они строили укрепленные поселения (па) на многочисленных вулканических холмах. Поворотной точкой в истории стал 1840 год, когда после подписания Договора Вайтанги первый губернатор Новой Зеландии, Уильям Хобсон, выбрал это место для новой столицы колонии. Город был назван в честь его покровителя, Джорджа Идена, 1-го графа Оклендского. 1 сентября 1840 года состоялась официальная церемония основания.

Ключевые факторы становления

Стремительному развитию Окленда способствовало несколько ключевых факторов:

  • Географическое положение: Уникальное расположение на узком перешейке между двумя большими бухтами — Уаитемата на востоке и Манукау на западе — сделало город идеальным центром для морской торговли и обеспечило стратегическое преимущество.
  • Политический статус: Будучи столицей Новой Зеландии с 1840 по 1865 год, Окленд привлекал административные ресурсы, инвестиции и постоянный поток переселенцев. Хотя позже столица была перенесена в Веллингтон, город сохранил свое экономическое лидерство.
  • Торговля и ресурсы: Окленд быстро стал главным портом страны, через который шла торговля ценной древесиной каури и другими товарами. Последовавшая «золотая лихорадка» на полуострове Коромандел также способствовала бурному росту населения и экономики в конце XIX века.

Ранние культурные и экономические особенности

С самого начала Окленд развивался как центр слияния культур маори и европейских поселенцев, прибывавших в основном из Великобритании и Австралии. Экономика города была тесно связана с портом и освоением природных ресурсов. Быстрый рост населения стимулировал развитие инфраструктуры и спекуляции с землей, что определило ранний облик города. Несмотря на перенос столицы, Окленд укрепил свой статус как крупнейший промышленный, финансовый и коммерческий центр Новой Зеландии, которым он остается и по сей день.

Историческая хронология

Хронология истории Окленда

  • Около 1350 г. — Первые полинезийские поселенцы, предки маори, основывают поселения на перешейке, привлеченные плодородными вулканическими почвами и удобными гаванями.
  • 1840 г. — Подписан Договор Вайтанги; лейтенант-губернатор Уильям Хобсон выбирает это место в качестве новой столицы Новой Зеландии и называет его Оклендом.
  • 1865 г. — Столица Новой Зеландии переносится из Окленда в Веллингтон, так как он расположен более центрально.
  • Конец 1860-х гг. — «Золотая лихорадка» на соседнем полуострове Коромандел вызывает резкий рост населения и экономический бум в городе.
  • 1883 г. — Основан Оклендский университет, который со временем стал крупнейшим и наиболее престижным в стране.
  • 1940-е гг. — Во время Второй мировой войны город служит важной военно-морской базой для сил Великобритании и США в южной части Тихого океана.
  • 1959 г. — Открыт мост Харбор-Бридж через залив Уаитемата, соединивший центр города с районом Норт-Шор и давший толчок развитию северных пригородов.
  • 1969 г. — Мост Харбор-Бридж расширяется за счет добавления боковых конструкций («Nippon clip-ons») для увеличения пропускной способности.
  • 1980-е гг. — Начинается волна иммиграции из стран Азии и островов Тихого океана, что превращает Окленд в один из самых многонациональных городов мира.
  • 1997 г. — Завершено строительство башни Скай-Тауэр, которая стала самым высоким сооружением в Южном полушарии и символом современного Окленда.
  • 2010 г. — Несколько городских и районных советов объединены в единый Оклендский совет (Auckland Council), создав унитарную административную единицу для всего мегаполиса.

Ключевые вехи

Ключевые этапы развития Окленда

История Окленда отмечена рядом поворотных моментов, которые определили его современный облик как экономического и культурного лидера Новой Зеландии. Эти вехи демонстрируют переход от колониального аванпоста к динамичному и многонациональному мегаполису.

  • Утрата столичного статуса (1865 г.): Потеряв статус столицы в пользу более центрально расположенного Веллингтона, Окленд был вынужден переориентировать свою экономику. Этот шаг укрепил его роль как главного коммерческого, промышленного и портового центра страны, заложив основу для будущего экономического процветания.
  • Строительство моста Харбор-Бридж (1959 г.): Открытие моста через залив Уаитемата стало важнейшим градостроительным событием. Оно соединило центр города с северными пригородами (Норт-Шор), что вызвало бурный рост этих территорий и навсегда изменило транспортную карту и облик мегаполиса.
  • Экономические реформы и иммиграционный бум (1980-е гг.): Либерализация экономики страны совпала с новой волной иммиграции, в основном из стран Азии и тихоокеанских островов. Этот приток капитала и культурного разнообразия трансформировал Окленд, превратив его в самый космополитичный город Новой Зеландии и укрепив его международные связи.
  • Преображение набережной (конец 1990-х – начало 2000-х гг.): Проведение регаты «Кубок Америки» послужило катализатором для масштабной реконструкции района Viaduct Harbour. Бывшие промышленные доки превратились в оживленный центр с ресторанами, апартаментами и общественными пространствами, что сделало набережную одной из главных точек притяжения города.
  • Создание «Супергорода» (2010 г.): Объединение восьми городских и районных советов в единый Оклендский совет стало крупнейшей административной реформой в истории страны. Целью было создание единой стратегии для управления стремительным ростом мегаполиса, включая транспорт, инфраструктуру и жилищное строительство.
  • Проект City Rail Link (строительство с 2016 г.): Этот амбициозный инфраструктурный проект по созданию подземной железной дороги под центром города является ответом на современные вызовы. Он призван кардинально улучшить систему общественного транспорта, уменьшить зависимость от автомобилей и задать вектор развития Окленда на десятилетия вперед как более «зеленого» и удобного для жизни города.

Архитектура и градостроительство

Архитектурный облик Окленда — это наглядная история его развития: от раннего колониального поселения до современного мегаполиса. В городе гармонично сочетаются здания разных эпох, каждое из которых отражает определенный этап его становления. Здесь можно проследить путь от скромных деревянных построек первых переселенцев до смелых футуристических конструкций.

Викторианская эпоха (вторая половина XIX века)

В период, когда Окленд был столицей и крупным портом, в городе начали появляться капитальные строения в популярных стилях Британской империи. До наших дней сохранились элегантные викторианские виллы, особенно в таких районах, как Понсонби и Девонпорт. Для них характерны сложная резьба по дереву, высокие потолки и веранды. В общественной архитектуре доминировала неоготика, ярким примером которой является здание Верховного суда (1865–1868), и неоклассицизм, в котором построен Военно-мемориальный музей Окленда (начало строительства в 1924 г.).

Эдвардианский стиль и Арт-деко (начало XX века)

На смену викторианской пышности пришел более монументальный эдвардианский необарокко. Знаковыми постройками этой эпохи являются Оклендская ратуша (1911) и здание паромного терминала Ферри-билдинг (1912). В 1920–1930-е годы, как и во всем мире, в Окленде стал популярен стиль арт-деко, привнесший в архитектуру города геометрические формы и роскошные декоративные элементы. Бесспорной жемчужиной этого периода считается театр «Цивик» (The Civic Theatre) — один из немногих сохранившихся в мире атмосферных кинотеатров с интерьером, имитирующим экзотические мотивы.

Послевоенный модернизм (1950–1980-е гг.)

После Второй мировой войны архитектура Окленда последовала мировым тенденциям модернизма и «интернационального стиля». Основное внимание уделялось функциональности, простым линиям и использованию современных материалов — бетона, стекла и стали. В этот период началось строительство первых высотных офисных зданий, которые начали формировать современный деловой центр города.

Современная архитектура (с 1990-х гг. по настоящее время)

Конец XX и начало XXI века ознаменовались для Окленда появлением по-настоящему знаковых сооружений и масштабной реновацией городских пространств. Символом современного города стала башня Скай-Тауэр (1997) — самое высокое сооружение в Южном полушарии. Этот период характеризуется стилями постмодернизм и хай-тек. Ярким примером градостроительного развития стала трансформация района Viaduct Harbour из промышленной зоны в оживленный центр с ресторанами, офисами и жилыми апартаментами, что задало новый стандарт для прибрежных территорий города.

Выдающиеся личности

Выдающиеся личности Окленда

Окленд подарил миру множество талантливых и влиятельных людей, чьи достижения оставили след в истории, науке, спорте и искусстве. Вот лишь некоторые из них:

  • Сэр Джон Логан Кэмпбелл (1817–1912) — предприниматель, политик и филантроп, которого часто называют «Отцом Окленда». Он сыграл ключевую роль в становлении города в XIX веке, основав одну из первых успешных коммерческих фирм. Его величайшим наследием стал дар жителям Новой Зеландии великолепного Корнуолл-парка.
  • Джин Баттен (1909–1982) — легендарная женщина-авиатор, прославившаяся на весь мир своими рекордными одиночными перелетами в 1930-х годах. Родившись в Роторуа, она переехала в Окленд в раннем детстве. В 1936 году она совершила первый в истории прямой одиночный перелет из Англии в Новую Зеландию, приземлившись в Окленде под восторженные овации тысяч людей.
  • Сэр Эдмунд Хиллари (1919–2008) — всемирно известный альпинист и исследователь, первый человек, покоривший вершину Эвереста вместе с шерпой Тенцингом Норгеем в 1953 году. Он родился в Окленде, учился в Оклендской гимназии и университете. Большую часть своей жизни он прожил в Окленде, откуда инициировал многочисленные гуманитарные проекты в Гималаях.
  • Брюс Макларен (1937–1970) — выдающийся автогонщик, инженер и основатель гоночной команды McLaren, одной из самых успешных в истории «Формулы-1». Он родился и вырос в Окленде, где с юных лет проявил страсть к автомобилям и гонкам. Его инновационный подход к конструированию гоночных болидов навсегда изменил мир автоспорта.
  • Люси Лоулесс (род. 1968) — актриса и певица, получившая мировую известность благодаря роли Зены, королевы воинов, в одноименном телесериале. Родилась и выросла в пригороде Окленда. Её яркий образ сильной и независимой героини сделал её иконой поп-культуры 1990-х годов.
  • Лорд (Элла Йелич-О'Коннор, род. 1996) — певица и автор песен, ставшая международной сенсацией в подростковом возрасте. Она родилась и выросла в Окленде. Её дебютный сингл «Royals» и альбом «Pure Heroine» принесли ей две премии «Грэмми» и признание критиков за зрелые тексты и минималистичное звучание.

Дошли до конца страницы?

Значит маршрут изучен вдоль и поперёк