Архитектурный облик города Фукусима представляет собой многослойное полотно, где традиционные японские мотивы гармонично соседствуют со зданиями эпохи вестернизации и современными постройками. Градостроительное развитие, изначально сосредоточенное вокруг замка, отражает ключевые исторические этапы региона.
Традиционная архитектура и период Эдо (до 1868 г.)
Исторически Фукусима развивалась как дзёкамати — призамковый город. Центральным элементом был замок Фукусима, построенный в XII веке. Хотя до наших дней от него остались в основном лишь каменные основания и рвы, его расположение определило первоначальную сетку улиц и планировку центра города. Традиционная архитектура этого периода представлена в основном в религиозных постройках и сохранившихся старинных домах. Отличный пример можно увидеть в музее под открытым небом Minka-en, где собраны традиционные дома (коминка) с характерными соломенными крышами, раздвижными перегородками и деревянными конструкциями, построенными без единого гвоздя. Также на горе Синобу расположены буддийские статуи Ивая Каннон, вырезанные в скале около 300 лет назад и являющиеся образцом религиозного искусства.
Эпоха Мэйдзи и влияние Запада (1868–1912 гг.)
С началом эпохи Мэйдзи в японскую архитектуру стали проникать западные стили. В Фукусиме это проявилось в строительстве общественных и административных зданий из кирпича и камня. Чистые европейские стили, такие как готика или барокко, здесь не встречаются, однако их элементы были заимствованы и переосмыслены в рамках так называемого стиля гиёфу (псевдозападный стиль). Яркими примерами этой эпохи являются бывшие здания префектурального управления или банков, которые сочетали в себе европейскую монументальность с японскими техниками строительства. Один из самых зрелищных образцов архитектуры этого периода — старинный театр с соломенной крышей, построенный в 1887 году, который также находится в музее Minka-en.
Модернизм и современная архитектура (XX–XXI вв.)
XX век и послевоенное восстановление принесли в город архитектуру модернизма, для которой характерны функциональность, простые геометрические формы и использование бетона, стекла и стали. Знаковым объектом этого периода является Художественный музей префектуры Фукусима (1984), отличающийся лаконичным дизайном и продуманным взаимодействием с окружающим ландшафтом. Современное градостроительство связано с развитием транспортной инфраструктуры, такой как станция скоростных поездов Синкансэн, и возведением новых общественных центров. После событий 2011 года особое внимание в новом строительстве уделяется сейсмостойкости и принципам устойчивого развития, что нашло отражение в таких проектах, как общественный центр в городе Сукагава. Новые здания, возводимые в рамках восстановления, символизируют не только возрождение, но и взгляд в будущее.