Архитектурный облик Майнца — это многослойная палитра, отражающая его богатую двухтысячелетнюю историю. От римских корней до послевоенного возрождения и современной застройки, каждая эпоха оставила в городе свой уникальный след, создав эклектичное, но гармоничное городское пространство.
Романский стиль (XI–XIII века). Основа архитектурного наследия Майнца была заложена в романскую эпоху. Главным символом этого периода является величественный Кафедральный собор Святого Мартина и Святого Стефана (Mainzer Dom). Его строительство началось еще в 975 году при архиепископе Виллигизе, и, несмотря на многочисленные перестройки, мощные формы, массивные стены и характерные башни из красного песчаника до сих пор определяют его монументальный облик. Собор в Майнце, наряду с соборами в Вормсе и Шпайере, считается вершиной романского зодчества в Германии.
Готика (XIII–XV века). Готический стиль привнес в архитектуру города легкость и устремленность ввысь. В этот период были перестроены и дополнены многие романские церкви. Ярким примером является церковь Святого Стефана (St. Stephan), которая была возведена как готическая зальная церковь между 1267 и 1340 годами. Также готические элементы, такие как боковые капеллы и западный хор, были добавлены к Кафедральному собору. В старом городе до сих пор можно найти фахверковые дома, чей каркас напоминает о средневековой готической застройке.
Ренессанс и Барокко (XVI–XVIII века). Эпоха Ренессанса и последовавшее за ней Барокко стали временем расцвета для курфюрстов Майнца, что нашло отражение в пышной светской архитектуре. Ключевым зданием этого периода является Дворец курфюрстов (Kurfürstliches Schloss), строительство которого началось в 1627 году. Он считается одним из последних значительных образцов немецкого ренессансного стиля, хотя в его более поздних частях и интерьерах прослеживается влияние барокко. В эпоху барокко в городе появились многочисленные аристократические усадьбы, такие как Шёнборнер Хоф, и церкви, например, Аугустинеркирхе и Петерскирхе.
Классицизм и XIX век. После бурных событий конца XVIII века и наполеоновских войн архитектура Майнца стала приобретать более строгие и упорядоченные формы классицизма. В XIX веке, после сноса части старых крепостных укреплений, были проложены новые широкие улицы, такие как Кайзерштрассе. Знаковым зданием этого периода стала евангелическая церковь Христа (Christuskirche), построенная в стиле неоренессанса с величественным куполом, который и сегодня доминирует в панораме города.
XX век: разрушение и возрождение. Вторая мировая война нанесла городу колоссальный урон: в результате бомбардировок в 1945 году было разрушено около 80% исторического центра. Послевоенное восстановление стало определяющим для современного облика Майнца. Было принято решение не воссоздавать утраченное в точности, а сочетать реставрацию ключевых памятников с современной застройкой. Так, в Старом городе (Altstadt) сегодня можно увидеть тщательно восстановленные фахверковые дома рядом со зданиями 1950-х и 1960-х годов. Этот подход позволил сохранить историческую атмосферу, но при этом сделать город функциональным и современным.
Современная архитектура. Одним из самых заметных и обсуждаемых примеров современной архитектуры в Майнце является Ратуша (Rathaus), построенная в 1970-х годах по проекту знаменитого датского архитектора Арне Якобсена. Это здание в стиле функционализма (или брутализма) резко контрастирует с исторической застройкой, символизируя открытость города новому. Другим уникальным современным вкладом стали знаменитые синие витражи Марка Шагала в готической церкви Святого Стефана, созданные между 1978 и 1985 годами как знак примирения.