Где мой билет?
Поддержка

История города Бразилиа

Происхождение и ранняя история

История Бразилиа — это уникальный пример того, как столица государства была создана с нуля в середине XX века. Это не город, выросший органически, а результат амбициозного политического и архитектурного проекта, изменившего облик Бразилии.

Основание города-мечты

Идея переноса столицы из прибрежного Рио-де-Жанейро вглубь страны для развития центральных регионов обсуждалась с конца XVIII века и даже была закреплена в конституции 1891 года. Однако реальные шаги были предприняты лишь в 1956 году, когда президент Жуселину Кубичек инициировал грандиозное строительство. Город был возведен в рекордно короткие сроки, всего за 41 месяц, и официально открыт 21 апреля 1960 года.

Ключевые факторы становления

Стремительное появление Бразилиа было обусловлено несколькими причинами:

  • Политическая воля: Главной движущей силой стало желание перенести административный центр страны из перенаселенного Рио-де-Жанейро в географический центр, чтобы стимулировать развитие внутренних территорий и создать символ новой, современной и прогрессивной Бразилии.
  • Градостроительная концепция: Был разработан уникальный генеральный план, известный как "пилотный план" (Plano Piloto), созданный архитектором Лусио Костой. Город спроектирован в форме самолета, где "фюзеляж" занимают административные и общественные здания, а в "крыльях" расположены жилые кварталы.
  • Архитектурный замысел: За облик ключевых зданий отвечал всемирно известный архитектор Оскар Нимейер. Его футуристические строения из бетона и стекла определили уникальный и узнаваемый облик города.

Ранние культурные и экономические особенности

С самого начала Бразилиа формировалась как город с особой идентичностью. Экономика полностью зависела от государственного сектора, а первыми жителями стали чиновники, переехавшие из бывшей столицы, и строители, известные как "кандангос". Модернистская архитектура стала главным культурным достоянием города, благодаря чему в 1987 году Бразилиа была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как выдающийся пример городского планирования XX века.

Историческая хронология

Ключевые даты в истории города

  • 1891 год: В первой республиканской конституции Бразилии официально закрепляется положение о переносе столицы из Рио-де-Жанейро в центральную часть страны.
  • 1956 год: Президент Жуселину Кубичек инициирует масштабный проект по строительству новой столицы, чтобы стимулировать развитие внутренних регионов.
  • 1957 год: По результатам национального конкурса побеждает градостроительный проект Лусио Косты, известный как "Пилотный план" (Plano Piloto), а Оскар Нимейер становится главным архитектором правительственных зданий.
  • 21 апреля 1960 года: Состоялось официальное открытие Бразилиа, и город официально становится новой столицей страны.
  • 1961 год: Основан Университет Бразилиа (UnB), который быстро превратился в один из важнейших образовательных и научных центров страны.
  • 1970-е годы: Вокруг основного "Пилотного плана" начинают активно застраиваться города-спутники для размещения стремительно растущего населения.
  • 1987 год: Благодаря своей уникальной модернистской архитектуре и революционному городскому планированию, Бразилиа включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
  • 2001 год: Открывается метрополитен, который соединяет центральный район с несколькими крупными городами-спутниками.
  • 2014 год: На реконструированном Национальном стадионе имени Манэ Гарринчи проходят матчи Чемпионата мира по футболу, что привлекает к городу внимание всего мира.

Ключевые вехи

Ключевые этапы развития Бразилиа

Развитие Бразилиа — это не просто хроника строительства, а история глубоких социальных и экономических трансформаций. Ключевые вехи в жизни города отражают его превращение из утопического проекта в сложный, многогранный мегаполис, который продолжает развиваться и сегодня.

Рост городов-спутников: социальное последствие «идеального города» Изначальный «Пилотный план» (Plano Piloto) был рассчитан на проживание ограниченного числа государственных служащих и функционеров. Однако он не учитывал судьбу десятков тысяч строителей, приехавших со всей страны для возведения столицы. Не имея возможности поселиться в дорогом и строго зонированном центре, они начали основывать поселения за его пределами. Так возник феномен городов-спутников, которые со временем разрослись и сегодня вмещают бо́льшую часть населения агломерации. Это привело к социальному и пространственному расслоению, превратив многие из этих городов в «спальные районы», а также создало новые вызовы для транспортной и социальной инфраструктуры.

Всемирное наследие: признание и сохранение модернистской мечты В 1987 году Бразилиа был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, став единственным городом, построенным в XX веке, который удостоился этого статуса при жизни своего архитектора Оскара Нимейера. Это признание было не просто формальностью. Статус ЮНЕСКО закрепил уникальную культурную ценность футуристической архитектуры и революционного градостроительного плана. Он также наложил обязательства по сохранению первоначального облика «Пилотного плана», что, с одной стороны, защищает его от хаотичной застройки, а с другой — усложняет дальнейшее развитие и модернизацию исторического центра.

Современная трансформация: от госсектора к диверсификации экономики Долгое время экономика Бразилиа почти полностью зависела от государственного аппарата. Однако в последние десятилетия город активно стремится к диверсификации. Наряду с административными функциями, здесь активно развиваются сфера услуг, информационные технологии, торговля и туризм. Открытие метрополитена в 2001 году стало важным шагом для улучшения связности между «Пилотным планом» и густонаселенными городами-спутниками, облегчив трудовую миграцию. Сегодняшняя Бразилиа — это уже не просто город чиновников, а динамичный центр, привлекающий специалистов из разных областей и постепенно формирующий новую, более многогранную экономическую идентичность.

Архитектура и градостроительство

Архитектурный облик Бразилиа уникален, поскольку город был спроектирован и построен с нуля в середине XX века. В его основе лежит единая эпоха и один доминирующий стиль — бразильский модернизм. В отличие от городов с многовековой историей, здесь вы не найдете готики, ренессанса или барокко. Весь центр города является целостным памятником архитектурной мысли своего времени.

Эпоха модернизма (1950-е – 1960-е годы)

Градостроительное развитие и архитектура Бразилиа неразрывно связаны с именами двух выдающихся бразильских мастеров: градостроителя Лусио Косты и архитектора Оскара Нимейера. Их работа находилась под влиянием идей европейского модерниста Ле Корбюзье, но была творчески переосмыслена и адаптирована. Стиль характеризуется функциональностью, монументальными, но изящными формами, широким использованием железобетона, стекла и открытых пространств.

  • Градостроительный план «Plano Piloto»: Разработанный Лусио Костой, план города имеет форму, напоминающую самолёт или птицу. Эта структура строго функциональна: «фюзеляж» — это Монументальная ось, где расположены правительственные и общественные здания, а «крылья» — жилые кварталы.
  • Архитектура Оскара Нимейера: Нимейер спроектировал ключевые здания столицы, придав им выразительные и футуристические черты. Его постройки отличаются смелыми криволинейными формами, которые он сам называл данью холмам и рекам Бразилии.

Знаковые здания и районы

Облик города сформирован, в первую очередь, зданиями вдоль Монументальной оси, которые стали иконами модернистской архитектуры:

  • Площадь трёх властей: Сердце города, где расположены Дворец Национального конгресса с его знаменитыми чашами, Дворец Планалту (рабочая резиденция президента) и здание Верховного суда.
  • Кафедральный собор Бразилиа: Уникальное сооружение из 16 гиперболических бетонных колонн, символизирующих воздетые к небу руки.
  • Дворец Алворада: Официальная резиденция президента, известная своими элегантными колоннами-«парусами».
  • Дворец Итамарати: Здание Министерства иностранных дел, окруженное водным садом, созданным ландшафтным архитектором Роберто Бурле Марксом.

Современное развитие

После бурного строительства 1960-х годов развитие центральной части города было ограничено статусом объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО, который призван сохранить первоначальный замысел. Однако архитектурная жизнь не остановилась. Более поздние постройки, такие как впечатляющий мост Жуселину Кубичека (2002) или Башня цифрового телевидения (2012), также спроектированная Нимейером, демонстрируют продолжение традиций смелого и инновационного дизайна, хотя и относятся уже к эпохе постмодернизма и современной архитектуры. При этом основное жилое и коммерческое строительство сегодня ведется в городах-спутниках, окружающих исторический «Пилотный план».

Выдающиеся личности

Выдающиеся личности, связанные с Бразилиа

История Бразилиа неразрывно связана с именами людей, которые задумали, спроектировали и построили этот уникальный город, а также с теми, кто формировал его культурный облик в последующие десятилетия.

  • Жуселину Кубичек (1902–1976) — 21-й президент Бразилии, которого считают «отцом-основателем» города. Именно он стал главной движущей силой амбициозного проекта по переносу столицы из Рио-де-Жанейро вглубь страны. Его решимость и энергия позволили построить город в рекордно короткие сроки.
  • Лусио Коста (1902–1998) — выдающийся архитектор и градостроитель, автор генерального плана Бразилиа, известного как «Plano Piloto» («Пилотный план»). Его концепция, напоминающая форму самолёта, определила уникальную структуру города с чётким разделением на функциональные зоны.
  • Оскар Нимейер (1907–2012) — один из величайших архитекторов XX века, спроектировавший ключевые общественные здания города. Его футуристические и пластичные работы из железобетона, такие как Национальный конгресс, Кафедральный собор и Дворец Алворада, стали символами не только Бразилиа, но и всей современной бразильской архитектуры.
  • Роберто Бурле Маркс (1909–1994) — знаменитый ландшафтный архитектор, который привнёс в строгую модернистскую застройку города органические и природные формы. Он проектировал парки, сады и общественные пространства, включая знаменитые сады у Дворца Итамарати, создав гармоничный диалог между архитектурой и природой.
  • Атос Булкао (1918–2008) — художник и скульптор, чьи работы стали неотъемлемой частью архитектуры Бразилиа. Его знаменитые панно из керамической плитки (azulejos) украшают фасады и интерьеры многих зданий, включая Национальный театр и больницы сети Sarah, придавая им цвет и ритм.
  • Ренато Руссо (1960–1996) — культовый музыкант, поэт и лидер рок-группы Legião Urbana. Хотя он родился в Рио-де-Жанейро, его становление как артиста произошло именно в Бразилиа в 1980-х годах. Его песни, полные социальных и личных переживаний, стали голосом целого поколения, а группа Legião Urbana — одним из главных культурных феноменов, зародившихся в столице.

Дошли до конца страницы?

Значит маршрут изучен вдоль и поперёк