История Пуэрто-Мадрина берет свое начало 28 июля 1865 года. Именно в этот день в воды залива Гольфо-Нуэво вошел знаменитый клипер «Мимоза», на борту которого находились более 150 валлийских иммигрантов. Переселенцы прибыли в Патагонию в поисках места, где они могли бы свободно исповедовать свою религию, сохранять язык и культурные традиции.
Свое название город получил в честь сэра Лава Джонс-Пэрри (Love Jones-Parry), барона поместья Мадрин в Уэльсе, который был одним из главных идеологов и организаторов этой смелой экспедиции в Аргентину.
В первые годы после высадки местность использовалась преимущественно как транзитный пункт, так как отсутствие источников пресной воды вынудило колонистов переместиться вглубь материка, к долине реки Чубут. Однако географические и инфраструктурные факторы вскоре превратили временную стоянку в важный узел:
- География: Природная глубоководная гавань залива Гольфо-Нуэво идеально подходила для приема морских судов.
- Железная дорога: Решающим моментом в развитии города стало строительство Центральной железной дороги Чубута (Ferrocarril Central del Chubut), начавшееся в 1886 году. Пуэрто-Мадрин стал ключевой станцией и морскими воротами региона.
В конце XIX века экономика поселения строилась вокруг порта и железнодорожного сообщения. Город служил экспортным хабом для сельскохозяйственной продукции, выращиваемой валлийскими фермерами в долине, в первую очередь пшеницы.
Культурный облик раннего Пуэрто-Мадрина был уникальным сплавом традиций. Основа была заложена валлийцами, но со временем население стало более пестрым за счет прибытия итальянских, испанских и других европейских иммигрантов, привлекаемых работой на железной дороге и в порту.