Помните 2020 год? То самое время, когда все носили маски, на заставки телефонов ставили QR-код с прививочным сертификатом и устраивали вечеринки через Zoom? Та самая пандемия коронавируса, из-за которой путешествия встали на паузу. Пять лет спустя уже можно оглянуться и посмотреть, как COVID-19 повлиял на рынок туризма. Этим и займёмся!

Рост внутреннего туризма
«Одними зарубежными направлениями сыт не будешь» – поняли туроператоры после пандемии. Да и сами туристы обнаружили, что сменить обстановку можно, не покидая пределов родной страны. Например, в 2023 году количество поездок по России составляло 78 млн, а в 2024 – уже 92! По данным Ассоциации туроператоров, в 2024 году 48% всех проданных туров пришлись на Краснодарский край.

Внутренний туризм – это общемировой тренд: American Express рапортует, что в 2025 году 74% респондентов планируют совершить от одной до трёх внутренних поездок, тогда как на международные путешествия решатся 59%. Поэтому поехать на Камчатку или посмотреть северное сияние в Териберке сейчас популярнее, чем постить фотографии с озера Комо.
Поворот на восток
Индустрия оправилась после ковидного застоя. Так что число заграничных поездок россиян в 2024 году выросло – на 15,4% по сравнению с 2023. В мире картина тоже позитивная: в 2019 году было совершено 1,5 млрд международных туристических поездок, в 2024 почти столько же – 1,4 млрд.
В топе посещаемых стран по-прежнему Франция, Испания, США и Китай. Зато самый впечатляющий рост числа прибытий – у стран Ближнего Востока и Восточной Европы: Катар (+141% по сравнению с 2019 годом), Албания (+77%), Саудовская Аравия (+61%). Среди лучших по доходам оказались Сербия (+99%), Пакистан (+64%) и Румыния (+61%).

Мы тоже больше смотрим на восток, но уже по своим причинам. Лидером по числу зарубежных турпоездок россиян в 2024 году ожидаемо стала Турция, за ней – ОАЭ, Китай и Таиланд. Всё это укладывается в запрос «куда можно поехать из России без визы».
Удалённая работа
Коронавирус многих отправил на удалёнку. Гибкость такого формата работы и визы цифровых кочевников стали размывать границу между бизнес-поездками и отпуском. Так появился термин bleisure, от англ. business и leisure — бизнес и отдых. Ведь если работать можно из любой точки мира, зачем сидеть дома? Эта тенденция позволяет открывать для себя новые страны и города, не ставя карьеру на паузу, и вести образ жизни, в котором продуктивность и отдых сосуществуют без проблем. Многим странам такой подход тоже понравился, ведь удалённые сотрудники, прибывшие на длительный срок, вносят свой вклад в местную экономику.
Более короткие поездки
Продолжительность отпуска также изменилась в пользу более коротких каникул из соображений безопасности и стоимости путешествий. Туристы чаще выбирают уединенные места, а не большие отели, работающие по системе «всё включено». Вырос спрос и на «туры выходного дня», когда для поездки достаточно субботы и воскресенья. В этом деле отличились города Золотого кольца, например, в 2024 году путешественники ездили в Ростов Великий в два раза чаще.

Объездные маршруты
Сразу после пандемии у многих возникло желание взять реванш. В западных СМИ даже появилось понятие revenge travel – «путешествие мести». Все ринулись навёрстывать упущенное. А как известно, 80% путешественников посещают 10% самых популярных туристических мест. В результате приходится натурально стоять в очереди, чтобы сделать фотографию на фоне Эйфелевой башни или выслушивать, как жителям Барселоны надоели туристы.
Путешественники нашли оригинальный выход из ситуации – так называемые «объездные маршруты». Здесь свою роль сыграли социальные сети. Блогеры оказывают огромное влияние на свою аудиторию, особенно на представителей поколения Z, в том числе показывая им малоизвестные места, которые стоит посетить. Менее разрекламированные города предлагают спокойствие и природную красоту без завышенных цен. Поэтому вместо Дубровника можно поехать в Сплит, а вместо Флоренции – в Болонью.
Аутентичность
Этот пункт вытекает из предыдущего. Туристы стали тщательнее вглядываться в карту и выяснять «а что классного есть вот здесь?», чтобы сделать свою поездку по-настоящему уникальной. Небольшие города в области и локальные достопримечательности – это теперь модно. Хочется насладиться спокойствием и аутентичностью места, не подверженного влиянию массового туризма. Неторопливые путешествия и рассказы местных жителей оказались куда приятнее поверхностного осмотра всемирно известных музеев.

Велнес-туризм
Ковид показал, насколько хрупким может быть наше здоровье. Неудивительно, что забота о себе резко ворвалась и в туристические тренды. Теперь хочется сделать путешествие не только увлекательным, но и полезным. Так вырос спрос на велнес-туры. Глобальная индустрия оздоровительного туризма достигла 720 млрд $ в 2019 году, затем сократилась на 51% в 2020, а в 2023 выросла уже до 868 миллиардов.
Санаторно-курортный отдых
Те, кому массажа и масочек в велнес-центрах показалось мало, взялись за здоровье более серьёзно. И поехали в санатории. В 2023 году таких туров было продано на четверть больше, чем годом ранее. Среди лидеров по России – курорты Кавказских Минеральных Вод: Пятигорск, Железноводск, Ессентуки, Кисловодск.

Использование AI
Когда мир ушёл на удалёнку, на первый план вышли сервисы, упрощающие нашу жизнь. Обыденностью стали платежи с помощью технологии NFC, бесконтактная доставка, чат-боты. Ставку на нейросети сделала и туристическая сфера. Теперь они помогают авиакомпаниями, туроператорам и приложениям общаться со своей аудиторией, а туристы строят маршруты с помощью ChatGPT и DeepSeek. ИИ корректирует планы в зависимости от непредвиденных изменений, таких как задержки рейсов и погодные условия, предлагает альтернативные развлечения или лучшие рестораны неподалёку. Впрочем, целиком полагаться на искусственный разум не стоит: его предложения зачастую содержат ошибки и неточные данные.
Спасибо пандемии за эти перемены, но ещё больше спасибо за то, что она закончилась. И мы снова можем путешествовать. Так что бегом за билетами!